«Снимаем плачущую хачиху»: петербургские школьники избили одноклассницу-таджичку — в чем причина такого поведения
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что произошло

Видео с избиением стало вирусным в соцсетях 20 апреля, на кадрах видно, как школьники избивают одноклассницу, выкрикивая: «Снимаем плачущую хачиху» и «Россия». Сам инцидент произошел два месяца назад, но видео попало в сеть и распространилось только сейчас. Девочка на видео плачет и падает, помочь ей пытаются одноклассницы, помогая встать и предлагая пойти в медицинский кабинет. Однокласнники пожимают руки и называют произошедшее «великим добиванием». На записи видно учительницу, которая молча наблюдает за избиением, не пытаясь вмешаться.

Позднее в социальных сетях появились подробности — избиение произошло в одной из школ Санкт-Петербурга, а пострадавшая девочка оказалась таджичкой. В одном из закрытых новостных пабликов в ВК был опубликован снимок подростка, который напал на одноклассницу, на теле изображены свастика и националистические лозунги.

На случившееся обратила внимание глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. «Большой вопрос — почему школы стараются замять такие инциденты. Это неправильно», — написала она в своем канале в Телеграме. К расследованию подключился и Следственный комитет.

Журналисты уточнили, что инцидент произошел еще два месяца назад, но известно о нем стало только после того, как видео попало в интернет в апреле.

Более того, как пишет издание «Фонтанка», сейчас между учениками школы конфликтов нет, а информация о случившейся драке даже не дошла до администрации учебного заведения.

Как ксенофобия становится причиной подросткового насилия

Георгий Панов
Детско-подростковый врач-психотерапевт, преподаватель онлайн-ресурса «Психодемия»

Ксенофобия — нетерпимость к чужеродному, скорее, упрощающее действительность понятие, нежели способ обозначить ситуацию. В данном случае, когда она стала причиной насилия, могли сойтись несколько факторов:

  1. Период взросления. В это время природе важнее сделать ребенка больше похожим на взрослую особь внешне, нежели укреплять тормозные структуры головного мозга, из-за чего возникают сложности с эмоциональной регуляцией. Взросление не предполагает адаптивного торможения импульсов — ведь они, наоборот, очень помогали человечеству в процессе выживания. Однако при социальном взаимодействии подростков эти импульсы, если их не контролировать, могут привести к конфликтам — в том числе и потому, что в школах не учат импульс-контролю и навыкам эмоциональной регуляции.

  2. Стремление объединяться в группы по общим признакам. Это обеспечивает подросткам большую уверенность, помогает легче проживать тревогу и чувство небезопасности, неполноценности.

  3. Большие потоки информации в сети. Здесь речь идет о механизме избирательности в интернете — алгоритм запоминает наш выбор и предлагает контент на его основе. Кроме того, дело может быть и в информации, которая напрямую транслируется через авторитетные для подростков лица — она может также провоцировать на необдуманные поступки.

  4. Отсутствие четкого понимания смысла своих поступкой. Подросток зачастую не имеет достаточно жизненного опыта или самостоятельно сформированного мнения относительно фундаментальных вещей, что способствует большей импульсивности.

  5. Самореализация, самоиндентификация, проверка на прочность границ и правил, поиск способов инициироваться в качестве взрослого человека — эти моменты тоже могут причинами, которые рискуют привести к отклоняющемуся поведению.

Биофизиологические и социокультурные процессы в любом случае не избавляют от ответственности. Обучение социальным и культурным нормам, которое преподносится на языке подростка (учитывая особенности психоэмоционального развития), в удобной и интересной для него форме (например, в рамках игровых занятий), а также уважительное отношение к подростку как к ответственному члену общества могло бы способствовать снижению уровня насилия на почве ксенофобии в целом.