Слушать, высказывать свою точку зрения и поддерживать разговор: как развить у ребенка навыки коммуникации | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое коммуникация

Самое простое определение коммуникации — общение как таковое. Люди — существа социальные, и от успешного взаимодействия с другими людьми во многом зависит качество нашей жизни, начиная с личных отношений и заканчивая карьерой. Коммуникация идет рука об руку с социализацией личности — способностью встраиваться в общество и успешно в нем функционировать. Именно поэтому помимо развития интеллекта и умственных способностей ребенка важно уделять внимание его умению общаться со сверстниками и встраиваться в коллектив.

Коммуникация состоит из следующих навыков:

  • сопереживать,

  • устанавливать социальные связи,

  • воспринимать информацию,

  • четко выражать свои мысли,

  • поддерживать беседу.

Когда даже один из этих навыков начинает хромать, у человека в любом возрасте могут возникать сложности с общением с другими людьми.

Тест
Каким навыком в общении вы владеете лучше всего?
1/5

Как вы обычно начинаете разговор с незнакомцем?

Просто подхожу и обмениваюсь приветствием

Ищу общую тему для обсуждения

Предпочитаю ждать, пока незнакомец сам начнет разговор

Делаю комплимент, чтобы расположить человека к себе

Задаю вопросы, чтобы узнать больше о собеседнике

Как логопеды развивают навыки коммуникации

В логопедии на развитие коммуникативных навыков у ребенка делается большой упор, особенно во время работы над запуском речи. Дети просто не умеют использовать выученные слова и фразы на практике, а именно практика — залог успеха в любом навыке, даже самом базовом для человека.

Если взять детей, которым только запустили речь, и поместить их в условия, требующие вербального взаимодействия, вы его не увидите. Без помощи и примера со стороны взрослого они не смогут общаться друг с другом. Поэтому логопед использует во время занятий упражнения, обучающие поддерживать разговор, слушать и выражать свои мысли, выстраивает диалог с ребенком на интересующие его темы, чтобы малышу было проще говорить.

Навык активного слушания — один из самых сложных. Люди со слуховым типом восприятия в качестве доминирующего довольно редки, и немногие могут похвастаться умением быстро схватывать информацию на слух. Детям, посещающим логопеда, по определенным причинам это делать еще сложнее. Именно поэтому в работе со слуховым вниманием есть несколько важных правил:

  • информация должна быть интересной,

  • подаваться маленькими порциями в соответствии с возрастом и навыками восприятия,

  • после нужно проверить, как малыш понял то, что ему рассказывали.

Кроме слухового внимания, не менее важна и усидчивость. Это первостепенная задача в работе логопеда. Только когда ребенок научился концентрировать свое внимание на одной задаче, можно переходить к умению воспринимать и обрабатывать информацию.

Но самое главное — это использование навыков в жизни. Порой родители приводят неговорящего ребенка к логопеду, и в процессе первичной диагностики выясняется, что с ребенком дома никто не разговаривает — так почему он должен говорить? Поэтому в работе логопеда большую роль играет работа непосредственно с родителями: нужно объяснить, зачем нужно общаться с ребенком дома, как правильно это делать, а также подобрать подходящие домашние задания для отработки новых умений.

Что делать, чтобы ребенок умел высказывать свое мнение

Подумайте: как много вы говорите со своими детьми? Как много с вами общались ваши родители? Во многих семьях, к сожалению, родители не так много внимания уделяют прямому взаимодействию со своими детьми. Сыт, одет, занят сам по себе — и замечательно. А тем временем в возрасте трех-четырех лет, когда с детьми говорить, как кажется, не о чем, это нужно делать обязательно. Именно в семье закладываются основы навыков общения, которые ребенок потом будет переносить в социум, а может и заберет с собой во взрослую жизнь. Как это сделать правильно?

1. Уважайте позицию ребенка, даже если она кажется вам неправильной или глупой

Советуйтесь с ним по разным вопросам, касающимся как его самого, так и семьи в целом — так он будет чувствовать, что его мнение важно, что ему доверяют, и в дальнейшем будет уверенно высказывать свою позицию.

2. Избегайте жесткой критики

Нет ничего страшнее, чем грубая критика от тех, чье мнение тебе важно. Если вам кажется, что ребенок что-то делает неправильно — покажите ему, как будет сделать лучше, и объясните почему это стоит сделать.

3. Проявляйте интерес к жизни ребенка

В самом начале пути у ребенка бурю эмоций вызывают самые маленькие события, и это нормально. Ничто не убивает доверие к взрослому и к обществу, как безразличие к тому, что тебе действительно важно. Разделите с ребенком радость и огорчение, позвольте себе вместе с ним радоваться дурацким мелочам, которые в юном возрасте кажутся грандиозными — и это поможет и вам самим заново почувствовать вкус к жизни.

4. Разговаривайте с ним

Самое простое и самое сложное одновременно, и при этом самое важное — научиться разговаривать со своим ребенком и слушать его. Вы можете удивиться, но это действительно интересно — у детей особый, незашоренный взгляд на мир. Отвлекитесь от взрослых дел хотя бы на полчаса и пообщайтесь с ребенком лицом к лицу в спокойной обстановке.

Так вы покажете, что его мысли и мнения вам интересны, а это станет залогом для его успешной взрослой жизни — в нашей жизни все идет из детства

Умение концентрировать свое внимание, вести диалог и высказывать свою точку зрения четко и понятно — это навыки, которые нужны любому человеку. Чтобы их развивать, нужны совместные усилия специалиста-логопеда и родителей, и без участия семьи ничего не получится, ведь именно там ребенок учится разговаривать, понимать, слушать и слышать. Логопед может направить развитие речи в нужное русло, научить ребенка говорить и воспринимать информацию, но в коммуникации и дальнейшей социализации ребенка самое важное — это желание родителей общаться со своими детьми.

Елена Мельникова

Логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, основатель федеральной сети логопедических центров «Разноцветные цыплята»