Кажется, ну что такого в этих штучках, которые прикручены к стене? Только пальцы обдирать. Но на самом деле скалолазание — это очень полезное занятие, в которое довольно просто втянуться.
Оно развивает координацию движений, память, помогает подтянуть общую физическую форму. Учит балансу, позволяет прокачать логическое мышление, потому что необходимо анализировать трассы и разбирать, как залезть, прилагая минимум усилий.
В скалолазании никого не сажают на скамью запасных, нет соперничества. В этом спорте все равны. Иногда, чтобы пройти трассу, требуется творческий подход, что развивает фантазию. Мы сравниваем себя с собой, не с остальными. Работаем в команде — с тренером и другими людьми. А еще это просто весело.
Сейчас открывают скалодромы, и самое время выбраться на пробное занятие вместе с детьми, особенно если дети — особенные.
Среди учеников тренера скалодрома Highwall Владимира Пана есть и такие. Он объясняет: «Тут относительно просто. Считается, что крупная и мелкая моторика положительно влияет на мозг. Развивается и координация движений. Как правило, у детей с ограниченными возможностями она слабая.
Скалолазание развивает внимание, саморегуляцию. Учит работать в команде, слушать команды тренера, повторять за ним. Принимать свои решения, выдвигать свои идеи.
Прогресс у особенных детей сложно отследить. Часто он заключается не в том, что ребенок повышает свой уровень лазания. Иногда он виден только родителям: ребенок начинает лучше двигаться, выполнять повседневные задачи, лучше говорит, лучше понимает.
Мама мальчика с синдромом Дауна рассказала, что ее сын научился кататься на самокате после занятий скалолазанием».
Специфика и трудности тренировок
Скалолазанием могут заниматься даже те, кто по физическим показателям ограничен в возможностях. Этот спорт подходит для особенных детей так же, как и для обычных.
Но в работе с ними есть определенная специфика. Они очень ранимы, и вместе с тем, как с любыми детьми, в работе с ними требуется строгость и четкость.
«Их надо любить, но нельзя жалеть, — поясняет тренер Владимир. — У меня есть дети с расстройствами аутистического спектра, алалией, задержкой психоречевого развития, синдромом Дауна. Есть маленькие, есть постарше. Все они добрые, доверчивые, а приходится быть жестким, встряхивать их. Старших — еще ничего, но вот маленьких очень жалко».
Кроме того, разговаривая с особенными детьми, тренеру нужно формулировать команды четко и понятно: «Иногда эту манеру неосознанно переносишь на других детей и взрослых, которые тоже приходят ко мне тренироваться».
Как и в любом другом деле, важно желание ребенка. Если оно есть — будет и результат
Все ли дети могут тренироваться? Конечно, есть противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, операции на нем, проблемы с сердцем, астма. Скорее всего, на занятия не возьмут детей с шизофренией, потому что велика возможность перевозбуждения.
«Сложно сказать, пробовать можно. Но вот с синдромом Дауна было страшновато брать. Потому что, как правило, «в довесок» к самому заболеванию идут проблемы с сердцем. Возможны трудности с суставами в виде гипермобильности, — объясняет тренер. — Из остальных — не буду брать того, кого мама или папа заставили. Это неэффективно. Как и в любом другом деле, важно желание ребенка. Если оно есть — будет и результат».
А еще особенные дети разные. Есть более контактные, есть те, кто плохо реагирует на посторонних. «Есть обучаемые и социализируемые. А бывают и тяжелые случаи, с ними руки опускаются. Такие дети требуют очень много энергии. И берут ее. Например, среди моих учеников есть дети с алалией — когда ребенок не понимает тебя и не может сказать, что ему нужно, — рассказывает тренер. — В таких случаях очень помогают родители».
Техника маленьких шагов
Что же делать, если ребенок на тренировке кричит, отказывается выполнять задания, паникует? Тут тоже понадобится помощь близкого человека.
«Родители чаще всего рядом. Это зависит от сложности заболевания. Иногда трудно успокоить ребенка. Особенно маленького. На начальных этапах ему необходима уверенность, что мама или папа здесь, с ним, могут поддержать и помочь. Вокруг много раздражителей, много новых эмоций, страхов, переживаний. Нужно, чтобы что-то или кто-то были рядом», — говорит тренер.
Но и он тоже способен справиться с ситуацией. Тут важно переключить внимание. «Большинство детей с особенностями развития имеют слабую концентрацию внимания и саморегуляцию, — напоминает Владимир. — Поэтому нужно помочь им быстро сосредоточиться на другой задаче — движении, трассе, упражнении».
Кроме того, тренер должен обладать определенными знаниями, чтобы работать с особенными детьми. По словам Владимира Пана, он в основном обращается к классике. Это Монтессори и ABA-терапия.
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции расстройств аутистического спектра считается поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, АВА‑терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения).
Но самое важное, конечно, увлечь ребенка. Не торопить его, постепенно усложнять задания. «Работаю по методу маленьких шагов. Это дает нужную мотивацию. Ребенок видит, что получается. Так можно работать и с обычными, и с особыми детьми», — подтверждает Владимир.
«Главное — тонко чувствовать и понимать желания ребенка»
Екатерина Хомутова, детский практический психолог, психолог кризисных ситуаций
Чтобы заниматься скалолазанием с особенными детьми, тренеру нужно очень много выдержки, терпения и веры в свои силы. Работа с ними требует определенных знаний, умений и навыков. Если не знать личных особенностей таких детей, работа с ними не принесет положительных результатов. Надо понимать специфику, пути взаимодействия, особенности развития.
По одной схеме со всеми работать не получится, даже если у них похожие диагнозы. К каждому нужен особый, индивидуальный подход. Единственное, что их всех объединяет, — это эмпатические чувства, они видят ваше истинное к ним отношение. И если вы настроены доброжелательно, то контакт состоится.
Они также очень тонко чувствуют страх и неуверенность. Если, проводя занятия, вы думаете, что ничего не получится, то ребенок даже не будет стараться, хотя внешне все может выглядеть совсем иначе.
Работа с детьми с синдромом Дауна должна проводиться в формате игры, а не спортивной тренировки. В этом смысле скалолазание подходит как нельзя лучше, разноцветные зацепки дают возможности для обыгрывания разных игровых ситуаций.
Самое важное, чтобы занятия проводились в тесном взаимодействии тренера с родителями
Что касается работы с аутичными детьми — здесь все сугубо индивидуально, если нет противопоказаний и ребенок идет на контакт, хорошо реагирует на занятия и, если что-то не получается, продолжает дальше, то будет успех. Это положительно скажется на его психофизиологическом развитии, ведь скалолазные тренировки — это всегда контакт, общение. Тут главное — тонко чувствовать и понимать желания ребенка.
Скалолазание может оказаться очень полезным для ребят с легкой умственной отсталостью, девиантным поведением и для подростков с суицидальными наклонностями. Они, как правило, имеют неплохую физическую форму, склонность к риску, неуемный поток энергии. И если с ними построить качественное взаимодействие, установить правила, то это может очень положительно сказаться на развитии личности и скорректировать поведение.
И самое важное, чтобы занятия проводились в тесном взаимодействии тренера с родителями (значимыми взрослыми). Они как никто знают особенности и чувствуют своих детей.
Об экспертах
Владимир Пан — сертифицированный инструктор ФАиСМО, тренер-инструктор по скалолазанию скалодрома Highwall.
Екатерина Хомутова — детский практический психолог, психолог кризисных ситуаций, суицидолог.