1. Появились новые возможности для эффективной социализации
«Социализация — это процесс усвоения культурных норм и человеческих ценностей, и школа в этом процессе играет одну из основных ролей, — напоминает детский психолог Анна Резникова. — Именно в школе, которую мы посещаем регулярно на протяжении 9 или 11 лет, мы учимся взаимодействовать с абсолютно разными людьми, ведь в классе обычно находятся минимум 20 разных человек. Там же мы учимся взаимодействовать с людьми, которые старше нас по званию, тому, что необходимо соблюдать некий этикет».
Школьная социализация происходит не столько за счет совместных уроков с ровесниками и коммуникации с учителями, сколько благодаря атмосфере, которая создается вокруг образовательного процесса
Большое значение имеет то, что в столичных школах началась работа по созданию служб примирения. Их главная задача — помогать выстроить конструктивный диалог между детьми, родителями и учителями, если кто-то из них оказался в конфликтной ситуации. Буллинг, недопонимание, грубое нарушение личных границ… При любых обстоятельствах участники конфликта могут собраться вместе с медиатором — представителем службы, обсудить происходящее и обучиться техникам ненасильственного общения.
2. Обучение больше не ограничено школьными стенами
Ученики, конечно, и раньше могли учиться вне школы: дома с родителями или репетиторами, в кружках и образовательных центрах. Но за последние годы вариантов для обучения стало значительно больше — Москва стала единой образовательной площадкой.
Появился проект «Город как школа» — в его рамках школьники могут посещать кружки и секции в музеях, театрах, частных компаниях, на предприятиях и других объектах социальной и научной сфер города.
Еще один проект — «Мультидисциплинарная суббота московского школьника», благодаря которому дети и родители могут изучать на разных городских объектах управление личными финансами, устройство общественного транспорта, разработки в области современной медицины и многое другое. Причем каждую субботу и абсолютно бесплатно.
3. Школы вышли на новый уровень развития цифровой культуры
Благодаря цифровизации у московского школьного образования появилось много преимуществ. Главное из них — образовательная платформа «Московская электронная школа» (МЭШ), сервисы которой не только облегчают учебный процесс, но и делают его интереснее.
Школьник тратит меньше времени на поиск информации — есть электронные базы с учебными материалами, поэтому ему не нужно искать их самостоятельно.
Ему проще самостоятельно заниматься вне школы — в Библиотеке МЭШ хранятся более 2900 тестов и 3900 приложений, почти 150 учебных пособий и 180 видеоуроков, более 600 сценариев уроков и 30 самодиагностических работ.
Также удобнее хранить информацию о собственных достижениях — школьник может вносить ее с помощью сервиса «Портфолио учащегося». Например, успехи на олимпиадах, конкурсах, в спорте или творчестве. Туда загружаются все успехи школьников автоматически, также при необходимости свои достижения можно добавлять самостоятельно.
Цифровизация упрощает жизнь и родителям: теперь все справки о болезни и освобождении ребенка от физкультуры автоматически загружаются в электронный журнал, тем самым позволяя экономить время и силы.
4. Изменился подход к профориентационной работе
Определившись с будущей профессией или хотя бы сферой деятельности, ребенок находит собственную мотивацию для обучения — более понятную, чем родительское «так надо». Он начинает понимать, для чего именно нужно учиться, и благодаря этому может концентрироваться на тех предметах, которые ему нравятся и которые будут полезны в будущем.
В каком возрасте профориентация будет полезна? По мнению психолога Анны Резниковой, в 5–8-м классах о ней задумываться может быть рано: «Дети — изначально интересующиеся личности, их увлечения могут стремительно меняться. В этом возрасте основная задача родителей — дать детям возможность познакомиться со множеством разных специальностей и просто понаблюдать за тем, что их интересует».
А вот подростков, которые учатся в 9-м классе, уже точно стоит подключать к осознанному выбору профессии, утверждает эксперт. Но делать так, чтобы они не испытывали сильного давления: «Ни в коем случае нельзя давить, настаивать на своем предпочтении. Наоборот, нужно вкладывать в голову ребенка мысль, что если они выбирают какую-то специальность, то это не приговор. Что они могут изменить потом свое решение».
В последние годы в московских школах стало уделяться особое внимание профориентации. Ученикам доступны 10–11-е предпрофессиональные классы по следующим направлениям:
инженерное,
ИТ,
медицинское,
академическое,
медиа,
предпринимательское,
педагогическое.
В кадетских классах можно начать обучение уже с 7-го класса.
5. Учителя повышают свою квалификацию
У столичных педагогов есть много возможностей для повышения своей квалификации. Мощным стимулом развития является аттестация педагогов, которую проводит Корпоративный университет московского образования. Педагоги активно участвуют в различных программах и практико-ориентированных тренингах по эмоциональному интеллекту, коммуникации, работе с информацией, креативному мышлению, стрессоустойчивости. В прошлом учебном году более 65 тысяч учителей прошли обучение.
Кроме этого, педагоги совершенствуют soft и hard skills на профессиональных конкурсах и олимпиадах, таких как «Педагоги года Москвы», метапредметной олимпиаде «Московский учитель» и многих других.
Есть ли результат? Безусловно. Он виден по достижениям школьников: победам в международных исследованиях, российских олимпиадах и конкурсах.
6. Улучшилась подготовка к ЕГЭ
Безусловно, есть ученики, которые решают уйти из школы после 9-го класса или не поступать в вуз после 11-го. Но у большинства от ЕГЭ, а именно от результатов его сдачи, зависит многое. Поэтому хорошая подготовка имеет большое значение для школьников и их родителей.
Какие изменения заметны? Теперь московским школьникам доступны дополнительные материалы для подготовки из Библиотеки МЭШ: в частности, прошлые варианты ЕГЭ, тесты для проработки отдельных вопросов экзамена, видеоуроки и задания для самопроверки.
Говоря о подготовке к экзаменам, важно отметить и проведение в школах независимых диагностик:
по русскому языку и математике — они позволяют определить пробелы в знаниях учеников 4–11-х классов;
по выбору предметов — с их помощью учащимся 8–11-х классов будет проще определиться с направлением обучения и подготовиться к выпускным экзаменам.
Каждый учащийся может пройти от двух до четырех таких диагностик в год, заменив ими обычную контрольную работу по предмету.
Кроме того, выпускники могут проверить свои знания и потренироваться в заполнении бланков в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования.
С помощью этих тестов ученики и учителя могут вовремя скорректировать траекторию обучения, изменив выбор предметов или количество занятий, а выпускники — приобрести дополнительную уверенность для сдачи ЕГЭ, ведь после нескольких пробных попыток формат этого экзамена им будет уже понятен.