С 5-го октября московские школьники уйдут на двухнедельные каникулы. Таким образом столичные власти надеются снизить рост заражения сезонными заболеваниями и коронавирусом нового типа.
Сотрудники ведомств, ответственных за образование, уверяют: школа со звонками, переменами и перекличками останется с нами навсегда, несмотря ни на что. Однако в стране планируют расширять возможности онлайн-образования, да и реальность, в которой мы живем, диктует свои условия...
Мы не можем изменить настоящее или повлиять на будущее, но можем осмыслить опыт дистанционного обучения, полученный прошлой весной. Почему одним семьям категорически не подошел «удаленный» формат, а другие задумались о том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение? Выясняем вместе с экспертами.
На две ставки
Поначалу и дети, и родители отнеслись к дистанционному обучению с любопытством и энтузиазмом. Первым понравилось, что не нужно рано вставать и носить форму. Вторым — что можно понаблюдать за тем, как ведут себя учителя и ученики на самом деле. Ведь открытые уроки в школах часто отрепетированы и не похожи на то, что происходит в повседневности.
«Мои ученики сначала воспринимали происходящее как игру, — рассказывает учитель русского языка и литературы Инесса Жаворонок. — Но когда оказалось, что онлайн-обучение предполагает такие же требования и оценки, как и обычные уроки в классе, их интерес начал снижаться».
И если в школе ученик под строгим взглядом учителя вряд ли осмелится не сдать тетрадь с контрольной, то дома, когда никто не следит, у многих появился соблазн не сделать задание вовремя, схитрить: что-то не сработало, файл не прикрепился...
«Учителя стали гораздо больше общаться с родителями, сообщать, как дела у их детей: «Домашнее задание не готово, тест не сдан…» — рассказывает Инесса Жаворонок. Поэтому родителям пришлось стать менеджерами собственных детей: настраивать приложения для конференций, разбираться с неполадками в гаджетах, следить, чтобы все было сделано и отправлено.
А ведь большинство еще и работали из дома в это время! Неудивительно, что многие мамы и папы обрадовались окончанию учебного года не меньше самих учеников. Дети и взрослые вернулись к более привычному стилю общения.
«Между ролями родителя и учителя есть большая разница, — напоминает детский нейропсихолог Айвар Мамышев. — В школе ребенок получает знания, дома он получает любовь и поддержку. Если мама и папа становятся для него в каком-то смысле учителями, то этой поддержки становится меньше, потому что ресурс взрослых не безграничен».
Даже те родители, которые выбрали для ребенка домашнее обучение, чаще всего учат его не сами, а нанимают тьюторов и репетиторов. Ведь у мам и пап совсем иные заботы и функции: кормить, воспитывать, заботиться, обеспечивать безопасность.
«Родители не должны слишком глубоко участвовать в процессе обучения, если это не нравится им самим, — уверена Инесса Жаворонок. — Мамы и папы — не профессиональные учителя. Они не могут — и не должны, что самое главное! — знать, как объяснить ту или иную тему. Иначе — зачем тогда школа?»
Что думают родители
Мой 12-летний сын стал более самостоятельным. Он учится в семейном классе, там немного детей, а уроки всего три дня в неделю. И до самоизоляции сын говорил: «Я хожу сюда только потому, что мама заставляет». Через две недели после того, как перешли на удаленную учебу, начал стонать: «Хочу обратно в свой класс...» Оказывается, ему там нравилось, но он этого не понимал! Зато пока он учился дома, стал гораздо более организованным. Начал сам следить за расписанием, после уроков продолжал читать о том, что они обсуждали. Для него это небывалый уровень интереса. Заодно он взял на себя заботу о еде, ведь у них в классе есть уроки «Готовим вместе». Так что я смогла отдохнуть от плиты в условиях самоизоляции, когда все только и делали, что ели. Ольга
На карантине мне было проще, чем в его отсутствие. Не надо было рано вставать, переживать насчет формы и обеда. Но я отдаю себе отчет, что мы были в привилегированном положении: один ребенок с отдельной комнатой, скоростным интернетом и собственным нетбуком. Не всем так повезло! К тому же дочь достаточно взрослая (13 лет) для того, чтобы разобраться с техникой самостоятельно. Единственное, что меня беспокоило, — гиподинамия и недостаток общения с приятелями. Собственно, это, пожалуй, основные аргументы в пользу того, чтобы ходить в школу. Евгения
У дочери не было проблем с дистанционным форматом обучения. Я только включала ей планшет и пересылала ссылки на учебные чаты. В остальное не лезла совсем, иногда просто спать ложилась. А дочь сама училась, делала уроки. Нам понравилось. Алена
Онлайн-учеба оставила двойственные впечатления. Уроки по Zoom в классе моего 9-летнего сына вела только учительница английского, по остальным предметам присылали задания. Он так страдал, что их нужно делать! У меня не хватало терпения, ссорились. 13-летняя дочь учится в той же школе, но она в восторге: можно спать долго и поменьше пересекаться с одноклассниками. Елизавета
Сиди и смотри
Казалось бы, при дистанционном обучении дети должны меньше уставать, ведь им не надо рано вставать, добираться до школы, тратить время на переобувание. Парадоксально, но именно этих действий часто и не хватало школьникам.
«Детям проще настроиться на учебу, когда окружающая обстановка соответствует задачам, которые они должны в данный момент выполнить, — говорит детский психолог Анна Резникова. — В школе ребенок привык быть собранным, тогда как дом — место, где он может расслабиться. Психика реагирует на смену внешней картинки, а в удаленном режиме декорации неделями не менялись». Переключиться в рабочий режим, просто открыв ноутбук, получалось далеко не у всех.
«По моим наблюдениям, проще было пережить этот период старшеклассникам, чем ученикам младших классов. Хоть последние и росли с гаджетами в руках, у подростков больше опыта онлайн-учебы», — поясняет Анна Резникова. Часть учебных конкурсов и олимпиад давно проходит в виртуальной реальности, и потому чем старше ребенок, тем больше вероятность, что он выполнял какие-то задания или слушал лекции в интернете.
Тяжелее пришлось учащимся младших классов и детям, которые и в рабочей школьной обстановке часто отвлекаются. «Тем, кто и в привычных условиях испытывает трудности с концентрацией, оказалось в разы сложнее учиться дистанционно, — замечает Айвар Мамышев. — Детям, у которых до конца не сформировалось фонематическое восприятие — способность к анализу и синтезу речи, — было непросто распознавать речь учителя через динамики гаджетов. Из-за большой нагрузки на Сеть эфиры уроков подвисали, и тогда ученики теряли нить повествования, сбивались».
Тем не менее учеба с участием техники — это тоже навык, и если его развивать, то со временем детям будет становиться все проще учиться дистанционно, уверен нейропсихолог. Мозг ребенка адаптируется к тем условиям и тем гаджетам, которые ему предоставили, поэтому необходимо, чтобы техника была качественной. Ведь это и вопрос здоровья. Да, глаза приспособятся к пестрящему монитору, а уши — к тихому микрофону, но излишнее напряжение может плохо сказаться на зрении и слухе. А еще оно отвлекает от учебы.
Что думают дети
У многих моих одноклассников не лучшая техника. И их шипящие микрофоны иногда мешали на уроках! А вообще, мне кажется, в школе учиться гораздо легче морально: общаешься с друзьями на переменах, учителя видишь в лицо. Это гораздо лучше дистанционного обучения. Если бы не пандемия, я был бы категорически против такого формата. Мне кажется, в нем есть смысл, только если без него никак не обойтись. А пока система неидеальна, и это сильно усложняет весь процесс обучения. Артем, 17 лет
Дистанционное обучение намного лучше и интереснее, чем стандартное школьное обучение. Многие привыкли просто отсиживать 45 минут на уроках ради оценки, а какой в этом смысл? На дистанционном обучении количество знаний, которое дают учителя детям, ничуть не отличается, а уроки у нас шли по 30 минут, и перерывы между ними были приличные. Да и холодильник рядом. Никита, 16 лет
Я скучала по подругам и по учительнице. И было неясно, когда уже пора уроки делать. Раньше я понимала: вот пришла домой, пообедала — и надо садиться. А потом вечер, можно отдыхать, мультики смотреть. Когда ты и так все время дома, время течет очень медленно. Хочу, чтобы мы учились как раньше. Саша, 8 лет
Хорошо, что не надо было тратить время на поездку и сборы, а еще можно есть во время урока и высыпаться. Но это, пожалуй, все. Уроки больше напоминали лекции: только слушаешь, что тебе рассказывают, а взаимодействовать не можешь. У нас в школе учителя, объясняя ту или иную тему, часто рисуют на доске схемы, многое объясняют на пальцах. Если чего-то не понял, можно остаться и задать вопросы на перемене. В онлайн-формате для этого не было возможности. В итоге вместо полноценного урока получался обучающий ролик на Youtube. Яков, 17 лет
Мне понравилось учиться из дома. Можно никуда не спешить с утра, завернуться в любимый плед и попивать чай, пока учишься. Вокруг никто не шумит, не мешает, а ненужные предметы можно просто игнорировать. Мечта! Яна, 13 лет
Будущее за планшетом?
«Плюс дистанционного обучения в том, что даже если ребенок болеет или уехал в другой город, он может присутствовать на уроках, — говорит Инесса Жаворонок. — Но общение между учителем и учениками в классе — это еще и обмен энергией, который помогает усваивать знания». Возможно, когда-нибудь уроки с «живым» преподавателем станут уделом элиты, а редкое общение с учителями дети станут воспринимать как настоящее чудо.
Так в свое время синтетика и пластмасса были дорогостоящими инновационными материалами, а сегодня натуральные ткани и материалы ценятся намного выше искусственных… В этом случае учителя-«репродукторы», которые не вкладывают в уроки душу, а только пересказывают главы из учебников, останутся невостребованными. Впрочем, такие во все времена не пользовались особенной популярностью.
Образование, как и другие сферы жизни — работа, покупки, общение, — все больше уходит в онлайн. Но как бы ни была развита доставка готовых блюд, мы все равно ходим в рестораны. В интернет-магазинах можно купить все, чего душа желает, но мы по-прежнему любим перебирать вешалки с платьями в торговых центрах. Нам нравится менять обстановку и взаимодействовать с другими.
Потому дети в большинстве своем соскучились по школе — даже те, кто не особенно любит учиться. Ведь школа — это не только получение знаний, а еще и неповторимая атмосфера. Звуки и запахи, столкновения локтями и ободряющие улыбки. Летящие через проход записочки и шуршание конфетным фантиком на алгебре... Вряд ли виртуальная реальность заменит все это. Поэтому хочется верить, что школа с ее уроками и переменками останется с нами.
Учиться? Легко!
Детский психолог Анна Резникова предлагает родителям несколько приемов, чтобы помочь детям.
Поддерживайте мотивацию. Не ограничивайтесь вопросами типа «Сделал ли ты уроки?» или «Сложно ли пришлось на контрольной?». Обсуждайте с ребенком учебу, интересуйтесь, что конкретно ему нравится в том или ином школьном предмете. Узнав это, вы сможете предложить ему курсы или материалы, которые поддержат интерес к учебе.
Добавьте творчества. Кто сказал, что учеба обязательно должна быть скучной? Творческие задания, головоломки, загадки, игры вроде «Что, где, когда?» помогают лучше усваивать новые знания. Пример: если ребенку нравится играть в военные игры, можно изучать историю Древнего мира, разбирая методы военачальников и изучая их хитрые стратегии.
Определите способ восприятия информации. Все мы по-разному воспринимаем информацию: на слух, через изображения или посредством чтения. Выяснив, какой способ больше подходит вашему ребенку, можно найти интересные дополнительные материалы в его «формате». Одному понравятся карточки и схемы, другой полюбит документальные фильмы, третий отдаст предпочтение лекциям и аудиокнигам.
Разграничьте назначение гаджетов. Если есть такая возможность, пусть телефон или планшет останутся исключительно для игр, а ноутбук или стационарный компьютер используется в учебном процессе. Так ребенку будет легче переключать внимание между школьными делами и отдыхом.