Сестра Алисы Тепляковой закончила школу — и стала выпускницей всего в 7 лет
Фото

YouTube

Чем известна семья Тепляковых

О семействе Тепляковых стало широко известно в 2021 году после того, как восьмилетняя Алиса закончила школу — это достижение сделало ее первой девочкой в России, которая завершила школьное обучение в столь раннем возрасте в XXI веке. Вскоре она поступила в МГУ, что вызвало большой общественный резонанс: многим показалось, что быть студенткой всего в восемь лет — слишком рано для ребенка, который может быть не готов к университетской жизни.

За несколько следующих лет школу окончили и другие дети супругов Тепляковых — в 2022 и 2024 году тоже в МГУ поступили восьмилетние Хеймдалль и Лейя

В июле 2024 года глава семьи Евгений Тепляков заявил, что обучение в девяти классах завершила и семилетняя Терра, успешно сдав выпускные экзамены. При этом ее брат и сестра продолжают обучение в вузах — и не только в МГУ, но и в Финансовом университете при Правительстве РФ, где они, по всей видимости, числятся на заочном отделении.

Всего в семье Тепляковых растет девять детей, недавно появилась информация о том, что скоро родится и десятый ребенок.

Как раннее образование влияет на ребенка

Евгения Асеева, психолог

XXI век — это время родительской тревоги. Изобилие литературы по воспитанию, тренингов, курсов, марафонов успешного родительства никак не упрощают задач, а скорее наоборот — поднимают ураган тревог. «После трех уже поздно! Чем раньше начать — тем больших успехов ребенок добьется в будущем! Необходимо дать малышу максимум возможностей на старте!» — думают родители.

Тревога кричит, что еще чуть-чуть — и взрослые опоздают: захлопнется «волшебная дверь возможностей», и ребенок потеряет драгоценные преимущества

Но так ли это? Действительно ли мы все куда-то опаздываем и нужно с рождения распланировать всю жизнь ребенка по минутам? К чему может привести чрезмерная увлеченность ускоренным ранним развитием?

Как происходит развитие детей?

С позиции психологии, у каждого возраста есть задачи, ведущая деятельность и кризисы, после которых личность трансформируется и переходит на новый этап развития. В раннем возрасте самая важная задача — эмоциональный контакт со значимым взрослым и изучение мира вещей — предметов вокруг. При этом вся эта исследовательская деятельность, согласно теории привязанности, возможна тогда, когда рядом есть поддерживающий взрослый, с которым ребенку спокойно и безопасно. Таким образом, самым лучшим развитием в этом возрасте можно считать игры с кастрюлями под ногами у мамы.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, через которую ребенок начинает познавать мир людей. Этот этап невероятно важен для всего дальнейшего развития, потому что в игре ребенок развивает сразу все познавательные процессы, проигрывает различные жизненные ситуации и через них получает новый опыт. Учебная деятельность становится главной только в школьном возрасте, ближе к 7 годам.

Перед походом в школу дети обычно проходят тестирование на психологическую готовность к ней, которое никак не связано с их умением читать, считать и писать

Среди показателей, говорящих о готовности ребенка к 1 классу, мы, психологи, смотрим мотивацию, которая из игровой должна перейти в учебную, а также произвольность. Этот параметр невероятно важен! Он говорит нам о том, насколько ребенок способен регулировать свое поведение, насколько он созрел эмоционально. Потому что семилетка может быть очень развит интеллектуально, но не справиться с психологической нагрузкой первого класса из-за незрелости нервной системы и мозговых структур, отвечающих за волевую саморегуляцию (лобные доли).

Это может происходить в том числе и из-за ранней интеллектуализации, когда акценты в развитии были поставлены не там, где нужно. Ребенок не доиграл или слишком много времени посвятил перед школой той деятельности, которая была не свойственна его возрасту.

Чем опасно слишком быстрое интеллектуальное развитие?

  1. Отставание в других сферах. Ускорить интеллектуальное развитие можно, а вот эмоциональное и психологическое — нет. В результате такого ускорения мы можем получить маленького профессора со сложностями в поведении, общении со сверстниками и психосоматикой (частыми болезнями). Когда мы развиваем что-то раньше срока, нужно иметь в виду запаздывание и отставание в других сферах. Мозг ребенка формируется неравномерно, и развитие происходит скачкообразно, с индивидуальной скоростью и темпоритмами у каждого.

  2. Дезадаптация. Ребенок становится самым младшим в компании и не может влиться в коллектив. Кроме того, рано оказавшись в кругу старших, он может преждевременно столкнуться с темами, к которым не готов. Ускоренное развитие может запустить процессы раннего взросления и проживания опыта, с которым ребенок будет не в состоянии справиться самостоятельно. Неслучайно в нашей сегодняшней действительности все чаще звучат такие слова, как селфхарм (самоповреждающее поведение), детские и подростковые депрессии, РПП (расстройства пищевого поведения).

  3. Снижение мотивации. Бывает так, что, придя в школу сверхподготовленным, ребенок теряет интерес к учебе, так как программа первого класса становится для него слишком легкой. Это значит, что высокая планка должна будет поддерживаться постоянно. Развитие с каждым годом будет становиться все более и более ускоренным. И можно предположить, что в этом состоянии гонки на опережение ребенок будет испытывать перегрузки и стресс.

Как не допустить такого исхода?

Долгосрочные наблюдения за поколениями показывают важность не только интеллектуального развития, но и так называемых «мягких навыков» (soft skills), которые созревают постепенно и становятся бонусами за прохождение каждого возрастного этапа. Среди них:

  • эмоциональный интеллект,

  • коммуникабельность,

  • креативность,

  • гибкость,

  • умение адаптироваться к разным условиям.

Поэтому главный вопрос, который родители должны задать своей неугомонной тревоге про раннее развитие, — зачем? Какую цель мы преследуем, ускоряя и подгоняя ребенка, не давая ему с чувством, с толком, с расстановкой пройти разные периоды взросления?

Иногда ответ может не понравиться, потому что он будет про реализацию через ребенка своих амбиций и мечтаний. Но неудобные вопросы и неприятные ответы приводят нас, в конечном итоге, к тому, чтобы остановиться и подумать: что же в действительности нужно моему ребенку прямо сейчас? Возможно, покопаться в грязи и изучить вдоль и поперек дождевого червя будет для него полезнее ментальной арифметики.

Евгения Асеева

Психолог, преподаватель международного онлайн-института Smart