Распространенность сексуализированного насилия в отношении детей
Специалисты обычно оперируют
В 2022 году
Организаторы исследования ввели хештег #Нетабу, призывая не бояться говорить о проблеме пережитого в детстве сексуализированного насилия и тем самым привлечь к ней больше внимания.
Что такое сексуализированное насилие
В общественном сознании утвердилось мнение, что сексуализированное насилие заключается исключительно в пенетрации против воли, но это понятие гораздо шире. Оно бывает следующим:
Контактное насилие
вагинальное насилие,
оральное насилие,
анальное насилие,
насилие предметами,
принуждение (предложение) мастурбировать другому человеку или себе в присутствии другого человека,
принудительное ощупывание, проникновение в интимные зоны руками.
Неконтактное насилие
принудительная демонстрация половых органов или сцен с участием половых органов,
принудительное раздевание и осматривание тела и интимных зон,
принудительные разговоры на сексуальные темы, не соответствующие возрасту ребенка,
половой акт перед ребенком,
просмотр порнографических роликов при ребенке или вместе с ним.
Если не было проникающего изнасилования, если у ребенка нет травм и синяков в области половых органов, то не всегда можно понять, что он подвергся насилию. Дети могут вести себя как обычно либо отлично, но будто бы в соответствии с другими проблемами — например, с конфликтами в школе, разводом родителей, болезнью. Нет маркеров поведения, однозначно говорящих о пережитом сексуализированном насилии. Но есть то, на что стоит обратить внимание.
На что следует обратить внимание
1. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем
Если на теле ребенка есть повреждения, синяки в области гениталий, а также если у него есть:
симптомы энуреза и энкопреза (непроизвольное мочеиспускание, неспособность контролировать стул, влажные или грязные трусики без видимой причины),
пятна крови или другие пятна непонятного происхождения на нижнем белье,
частые вульвиты (у девочки допубертатного возраста),
заболевания, передающиеся половым путем.
Что делать? Обратиться к специалистам: к врачам и к психологам (к примеру, в «Тебе поверят» или в Центр «Сестры»), чтобы подтвердить или исключить насилие, чтобы ребенок вовремя получил необходимую помощь — медицинскую и психологическую.
2. Если у ребенка резко изменилось поведение
В разных возрастах это может проявляться по-разному. Например, дошкольник может беспричинно плакать, стать вялым, апатичным, страдать из-за ночных кошмаров и страхов, регрессировать в развитии (в частности, мочиться и перестать разговаривать). Если на этом фоне ребенок внезапно изменил отношение к какому-то человеку, начал бояться его, сжиматься в его присутствии, прятаться, избегать особенно телесных контактов с ним, или стал бояться идти в какое-то место, которое раньше без проблем посещал, возможно, его интимные границы были нарушены этим человеком или в этом месте.
Младшие школьники наряду с перечисленным выше могут демонстрировать амбивалентное поведение с разными людьми: с одной стороны, чрезмерно сокращать дистанцию — льнуть, липнуть, тереться, проявлять повышенную тактильность, с другой стороны, стремиться полностью закрыть тело одеждой и проявлять усиливающуюся агрессию к сверстникам. Часто у пострадавших от насилия детей падает успеваемость, появляется замкнутость, стремление к уединению либо агрессия.
С возрастом они могут столкнуться с депрессией, в подростковом возрасте начать сбегать из дома или институциональных учреждений, угрожать покончить собой или предпринимать такие попытки, а также употреблять психоактивные вещества.
Что делать? Обратиться к специалистам, работающим с детьми, пережившими сексуализированное насилие, чтобы подтвердить или исключить зависимость изменений в поведении ребенка с возможным насилием.
Сексуализированное поведение
Столкнувшись с сексуализированным насилием, особенно с продолжительным, ребенок часто начинает демонстрировать сексуализированное поведение: сюда входят игры с игрушками или другими предметами, имитирующие сексуальную активность, демонстрация половых органов, сексуальные позы.
Такое поведение может быть и результатом прямого насилия над ребенком, и ситуаций, когда ребенок стал свидетелем сексуализированного насилия, сексуальных сцен, которые произвели на него сильное впечатление, — секс между другими людьми, порно-контент.
Что делать? Все то же — обратиться к специалистам, чтобы поговорить и разобраться, что происходит.
Бывают ситуации, когда нет никаких «симптомов», что с ребенком что-то случилось, особенно если не было проникающего насилия. Поэтому очень важно быть с ребенком в доверительных отношениях: интересоваться его жизнью, знать его друзей, общаться с ними и их родителями, быть всегда на связи с ребенком и, главное, всегда быть готовыми помочь ребенку и поддержать его. Это поможет заметить опасность, исходящую от других людей.
3. Если у ребенка есть друзья, которых он от вас скрывает
Сама по себе ситуация, когда кто-то подговаривает ребенка не говорить что-то родителям (если речь не о подарках им на дни рождения), небезопасна. Как правило, за ней стоит что-то, не одобряемое родителями. Именно тайны и секреты используют онлайн-грумеры — люди, которые располагают к себе детей, чтобы в дальнейшем получить от них интимные изображения или вступить с ними в интимные отношения.
Тайны поначалу привлекают детей, но вместе с тем настолько окутывают их паутиной лжи, что через какое-то время ребенку становится нелегко признаться родителям в чем бы то ни было.
Когда человек, особенно более старший, просит не говорить родителям о дружбе с ним, это опасно вдвойне. Человек явно знает, что родители не одобрят эту дружбу, и знает почему. Важно всегда напоминать детям ключевые правила общения: дружба должна быть по взаимному согласию, не причинять кому-либо вреда и не быть секретом.
Что делать? Важно ограничить общение ребенка со старшим тайным другом, но не в директивном порядке, а с обсуждением, почему было принято такое решение, какие цели могут быть у человека, который просит не рассказывать об этой дружбе. В таком разговоре очень важно сохранять спокойствие и контакт с ребенком, чтобы их общение с взрослым другом не ушло в тень.
4. Если есть что-то настораживающее в поведении другого взрослого, находящегося рядом с ребенком
Что может насторожить:
Взрослый общается только с детьми, предлагает себя в качестве бесплатного сопровождения, няни, поясняет, что ему это в радость.
Взрослый часто закрывается в комнате с ребенком и требует не входить к ним.
Взрослый отшатывается от ребенка или смущается (или они оба), когда вы заходите в комнату, где они находятся вдвоем.
Взрослый часто играет с ребенком в слишком телесные игры, усаживает его на колени, тискает, целует. На просьбы так не делать не реагирует или говорит, что вы думаете не о том.
Взрослый мужчина краснеет и сжимает ноги, спуская ребенка с колен
Что делать? Для начала — увеличить дистанцию между ребенком и этим взрослым, не оставлять их наедине или полностью прекратить их встречи. Если этот взрослый вовлечен в уход за ребенком, удалить его от ухода. И наблюдать. Легко поспрашивать ребенка, во что они играли с этим взрослым, или спросить, что заставляет ребенка бояться этого человека. И не ждать, что ребенок все сразу расскажет. Но если ему есть что рассказать, это станет для него знаком, что говорить можно, что вы открыты.
Важно оставаться спокойными в таких разговорах, не набрасываться на ребенка со словами «что он тебе сделал?». В случае, если ребенок не рассказал вам деталей, но у вас остается ощущение, что их общение со взрослым выходило за рамки нормы, обратитесь к специалистам.
Обучение интимной безопасности vs уровень насилия
Показательно, что более чем у трети участниц исследования #НеТабу не было в детстве разговоров со взрослыми об интимной безопасности. Лишь 6% в детстве слышали о принципе «убегай и расскажи», а о неприкосновенности интимных зон в детстве знали лишь 4% опрошенных.
Именно те, у кого в детстве было половое воспитание в той или иной степени, сталкивались с насилием гораздо реже, а если сталкивались, то чаще могли выйти из ситуации насилия. В связи с этим эксперты по безопасности считают, что обучение детей интимной безопасности, начиная с раннего, дошкольного возраста, снижает их риски подвергнуться насилию и повышают шансы вовремя спастись и получить помощь.
Детский психолог, основатель и руководитель «Академии безопасности Ольги Бочковой»