Натуральный или фруктовый? Био- или обычный? Упаковка большая или поменьше? В стеклянной посуде или в пластиковых стаканчиках? Невозможно подсчитать количество вопросов, на которые должен ответить наш мозг, прежде чем рука потянется к четырем маленьким йогуртам с малиной в разноцветной упаковке. И ни одно исследование пока нe установило, сколько раз нам предстоит проделать это упражнение, прежде чем мы наполним тележку!
Но стоит задуматься об этом — и становится понятно, почему иногда поход в магазин так утомляет нас. И почему бывают дни, когда у нас нет сил решить, в какой блузке пойти на работу, или понять, чего именно хочется на завтрак…
Там, где один человек видит выбор, другой не замечает его
Мы вынуждены ежеминутно принимать самые разные решения. Наш выбор начинается с простой покупки йогуртов, но распространяется и на такие важные вещи, как спутник жизни, профессия, зачатие ребенка, политические убеждения, ипотечный кредит на покупку квартиры сроком на 15–20 лет…
Мы принимаем и много других решений, не таких значимых, но вызывающих смутное беспокойство: делать ли прививку от гриппа, перевести ли ребенка в другую школу, сменить ли врача, нарушить ли неписаные правила.
Выбирать трудно. Попробуем же разобраться в том, что такое выбор и как мы его совершаем. А также сделать несколько шагов к тому, чтобы научиться принимать осознанные решения.
Мы боимся все потерять
Нередко случается так: там, где один человек видит выбор, другой не замечает его. Например, для кого-то из нас слова начальника — это то, что не обсуждают, что не допускает своего выбора, иной позиции. Другие считают критерием истины заповеди, человечность, здравый смысл — и тогда варианты возможны. «Но был один, который не стрелял», — пел Высоцкий. Так что выбор есть даже там, где мы его не видим — не можем или не хотим.
«Выбор заключается в том, что мы уже реально делаем, — пишет психотерапевт Елена Калитиевская. — Все кажется, что еще выбираем, что мы еще на пороге, а по факту уже выбрали и живем…»
Когда решение принято, уходит неопределенность — из нескольких вариантов остается один. Иногда его можно переиграть без особых последствий, чаще — нельзя. В этом случае к выбору мы относимся серьезнее и выбираем точнее, в отличие от ситуации, когда решение обратимо. Но в обоих случаях мы что-то теряем. Именно этот неизбежный момент потери и становится причиной наших мучений. Из-за него мы часто воспринимаем необходимость решать как тягостное бремя, всеми силами пытаясь избежать выбора или хотя бы его оттянуть.
Кто выбирает на самом деле?
Вопрос не праздный. Нередко его совершает вовсе не тот, кому расхлебывать последствия: родители из лучших побуждений делают это за ребенка, заботливый муж — за жену, вождь — за народ. Когда за нас уже решили, мы часто воспринимаем это с благодарностью. И все же наихудшая услуга, которую можно оказать ближнему, — это снять с него ответственность за жизненный выбор.
Ему, конечно, будет жить легче, вот только он не будет вкладывать себя в выполнение не им принятых решений. И в результате жизнь пройдет мимо, не станет для него его собственной. Так бывает довольно часто: для некоторых из нас страдания героев телесериалов ярче и подлиннее, чем все, что происходит с нами самими. Но чтобы использовать данный нам шанс и прожить собственную, а не чужую жизнь, мы должны принимать решения и сами совершать и исправлять ошибки.
Какие бывают выборы
Экзистенциальный выбор — это ситуации, когда альтернативы и критерии заранее не определены. Надо двигаться вперед, не зная, какие еще возможности встретятся на пути и как их сравнивать. Именно так мы выбираем профессию или спутника жизни.
Есть ситуации, в которых выбирать кажется легче. Так происходит, когда альтернативы и критерии очевидны и нам остается только аккуратно решить задачку, имеющую правильный ответ. Например, выбрать один из маршрутов по городу, учитывая ситуацию с пробками.
Другой случай сложнее: альтернативы известны, но сравнивать их можно по разным основаниям. Какое из них важно именно для нас? Пример — любой шопинг. Скажем, при покупке одежды важны красота, цена, цвет, практичность, оригинальность и т. д. — а что же все-таки важнее? Нет однозначного ответа…
Насколько рационально мы выбираем?
Как бы мы ни пытались построить решения на сугубо рациональных основаниях, мы обманываем сами себя, — утверждает психолог Дэниел Канеман, профессор Принстонского университета (США). В этот процесс всегда вмешиваются иррациональные допущения и предубеждения, которые порождают ошибки в наших рассуждениях.
Так, Канеман показал, что мы гораздо чувствительнее к потерям, чем к приобретениям: боль от потери 20 долларов острее, чем радость от их получения. Мы боимся авиакатастроф, хотя они случаются в 26 раз реже, чем автомобильные аварии, потому что сообщения о них сопровождаются впечатляющими, запоминающимися кадрами, в отличие от ДТП, информация о которых представлена сухими цифрами.
В процессе выбора мы убеждаем себя, что так же на нашем месте поступили бы большинство людей, и никакие реальные факты не в состоянии нас переубедить. Получается, что точно рассчитать, «как будет на самом деле», невозможно, просто мы бессознательно «подгоняем» решение под готовый ответ, подсказанный интуицией, нашими многочисленными убеждениями и предубеждениями. А окажутся они правы или нет, это уж как повезет.
А как выбирать правильно?
Это, пожалуй, главный вопрос. Ответ: правильный выбор сделать нельзя.
«Наша жизнь совершается лишь однажды, — констатирует писатель Милан Кундера, — и потому мы никогда не сможем определить, какое из наших решений было правильным, а какое — ложным. В данной ситуации мы можем решить только один-единственный раз, и нам не дано никакой второй, третьей, четвертой жизни, чтобы иметь возможность сопоставить различные решения».
Мы можем лишь сказать, было ли принятое решение хорошим или плохим с точки зрения удовлетворенности им, но не можем определить, было ли оно лучшим или худшим, — ведь даже хорошее по своим последствиям решение может быть отнюдь не лучшим, а плохое — меньшим из зол.
Не редкость — выбор между плохим и очень плохим. Экономические реформы Егора Гайдара имели много отрицательных последствий, с этим трудно спорить. Вот только был ли в тот момент лучший вариант? Ни один из его страстных критиков такого варианта не называет.
Возможна ошибка
Если сделать выбор правильно невозможно, не значит ли это, что нам все равно, что выбирать? Нет, не значит. Выбор не может быть правильным или неправильным, но может быть хорошим или плохим, и грань между ними проходит в нашем сознании.
Ни один выбор не может быть сделан абсолютно рационально, большую роль в нем играют и иррациональные, непросчитываемые компоненты. Мы имеем шанс сделать хороший выбор, если признаем, что нет одного объективно правильного решения и при любом варианте можно ошибиться.
В этом случае мы действуем на свой страх и риск. Принимаем на себя ответственность, признаем решение своим и вкладываемся в осуществление того, что выбрали. А в случае неудачи не сожалеем, а извлекаем опыт и учимся на своих ошибках.
Если же мы убеждены, что существует лишь одно объективно правильное решение, и верим в возможность его рационально «вычислить», полагая, что дальше все как-то произойдет само собой, мы делаем плохой выбор.
Так многие из нас голосуют за «правильного» кандидата на выборах, а потом «лежат на печи» до следующих. Если наши ожидания не оправдаются, мы, скорее всего, станем винить всех вокруг кроме самих себя и будем чувствовать разочарование, раздражение, обиду.
Сделать хороший выбор трудно, потому что он требует усилий, энергии и умения выбирать. Выдающийся английский философ XVII века Джон Локк писал, что люди так часто делают плохой выбор именно потому, что, хорошо представляя себе ближайшие, особенно приятные последствия, они намного хуже способны оценить отдаленные, часто не столь радужные, перспективы.
И все-таки некоторые из нас принимают решения настолько быстро, что возникает иллюзия легкости и спонтанности. Те, у кого есть опыт принятия решений, в том числе и нравственных, кто умеет выдвигать и оценивать аргументы «за» и «против», кто стремится видеть отдаленные последствия своего решения, делают более точный выбор даже в самых сложных ситуациях.
Можно ли выбрать веру?
Сознательные решения, принятые нами раньше, определяют то, во что мы верим сейчас, утверждает в своем блоге философ Джулиан Баджини: «В каждый данный момент мы, конечно, не выбираем, во что верить. Но мы можем решиться приложить все силы для преодоления своего разрушительного стремления верить в то, во что удобно верить, и выработать привычку верить только в хорошо обоснованные утверждения.
Тогда вера окажется результатом размышлений о том, какие доводы убедительны, насколько мы готовы сомневаться в своих мотивах и анализировать их. Наши решения становятся более свободными, когда в них задействована способность размышлять и сопоставлять. Мы не можем принять решение, верить или не верить в Бога, но можем решить, насколько будем учитывать неудобные факты и ложные мотивы. И в этом смысле мы отвечаем за то, во что верим».
Идеальный выбор
Чтобы его совершить, надо перебрать и взвесить все возможные альтернативы. Но чаще всего это невозможно, так этот процесс требует очень много времени и энергии — психологические затраты на сам процесс растут быстрее, чем польза от перебора вариантов. Американские психологи Шина Айенгар и Марк Леппер доказали это на таком примере.
Когда покупателям предложили выбрать из 24 видов джема, то большинство, даже перепробовав все варианты, ушли из магазина ни с чем. Они просто не смогли выбрать. Когда же выбор был ограничен шестью баночками, то джем покупали в десять раз чаще. Так что изобилие альтернатив и стремление к совершенству выбора приводит, увы, к отрицательным результатам.
Американский социальный психолог Барри Шварц считает, что в подобных ситуациях часть из нас (он называет таких людей максимизаторами) всегда стремится не упустить ни одного варианта и собирает исчерпывающую информацию, прежде чем принять решение. Другая же часть (оптимизаторы), перебрав некоторое количество альтернатив, подводит черту: они выбирают из того, что успели посмотреть и оценить. Как вы думаете, кто из них счастливее и успешнее в жизни?
«Правильных выборов всегда несколько»
Я думаю, правильного в полном смысле слова выбора не бывает. То есть правильных выборов всегда несколько. Главное же для нас — не сделать неправильный выбор. К примеру, если бы я стала заниматься физикой, вряд ли бы я сделала неправильный жизненный выбор — это было бы страшно интересно. А вот если бы я занималась проституцией, это был бы неправильный выбор.
Если одолевают сомнения, даже монетку подкинуть «орлом» или «решкой» — при нехватке других критериев — не так уж и глупо: согласно классической теории игр, в отсутствие информации наилучший способ принятия решения — это случайный выбор. Как выбирать партнера для жизни? Так же как и жизненный путь — свободно. Или преодолевая то, что делает нас несвободными.
Но даже если мы сделали неудачный выбор, не стоит из-за этого расстраиваться — лучше думать, что делать дальше. Есть правило, о котором мне как-то рассказали летчики: если в самолете произошло ЧП, то главное — не переживать, почему оно произошло, а посадить самолет».
Неизменность или неизвестность
Любой выбор в конечном счете сводится к выбору между неизменностью и неизвестностью, доказывает в своих работах выдающийся психолог Сальваторе Мадди. Шаг в неизвестность рождает тревогу, но и дает шанс найти смысл. Выбор неизменности снижает тревогу, но порождает вину за нереализованные возможности.
В малозначимых ситуациях новое, неизвестное выбирают те, кого отличают осмысленное отношение к жизни, жизнестойкость, оптимизм. Похоже, что те, кто находит в себе силы выбирать неизвестное будущее, обладают гораздо большими личностными ресурсами.
В случае же ключевого жизненного выбора, такого как выбор спутника жизни, Барри Шварц предлагает с самого начала считать его окончательным: «Мучительные сомнения в том, считать ли вашу любовь «настоящей», или ваши сексуальные отношения — действительно пылкими, и раздумья о том, что ваш выбор мог бы быть удачнее, — это рецепт страдания».
Научиться выбирать
Это необходимо! Чтобы принять решение, в котором мы не разочаруемся, надо точно определить свою цель, понять свои желания, собрать и оценить доступную информацию. Главное при этом — не что именно мы выбираем, а как делаем этот выбор — осознанно или спонтанно. В первом случае за ним стоит реальная внутренняя работа, во втором –интуиция или просто стремление «не париться».
Мы по-разному относимся к выбору: одни радуются, когда он есть, другие предпочли бы получить готовый ответ. Способность осмысленно решать за себя и для себя отражает зрелость человека, его взрослость.
Дети не умеют выбирать по-настоящему. Конечно, они прекрасно знают, чего им хочется в данный момент, однако не могут учитывать даже слегка отсроченные последствия своих решений. Это умение приходит с возрастом, когда постепенно формируется готовность к выбору.
Выбор сам по себе — это не хорошо и не плохо. Он расширяет наши возможности, но каждому ли это необходимо? Увеличение количества возможных вариантов одновременно означает увеличение ответственности и требований к тому, кто совершает выбор. Взрослый не счастливее ребенка, как ферзь не счастливее пешки. Просто его счастье в гораздо большей мере находится в его собственных руках.
«Дать детям возможность попробовать все по максимуму»
Чтобы помочь ребенку узнать, что он предпочитает на самом деле, важно предоставить ему возможность попробовать как можно больше различных вариантов, объясняет возрастной психолог Татьяна Бедник. Татьяна Бедник работает психологом в школе и Московском центре оказания психологической помощи детям и подросткам. Она автор тренинга «Эффективное взаимодействие родителей с детьми».
Psychologies: В каком возрасте дети учатся выбирать?
Татьяна Бедник: Даже самые маленькие дети много раз за день совершают выбор, но пока он интуитивный, эмоциональный. Начиная с двух лет они хорошо различают вкус продуктов и, следовательно, могут выбирать то, что им нравится. К пяти-шести годам у них возникают пристрастия к определенным цветам и, значит, появляются предпочтения в одежде. К 10–12 годам от подростка можно ожидать осознанных нравственных решений и поступков: так поступать хорошо, а так — плохо.
Почему детей нужно этому учить?
Ребенок по своей природе консерватор. Если он каждый день ест макароны, а однажды ему предложат выбрать между макаронами и, например, цветной капустой, он неизбежно выскажется за макароны! Но это будет дань привычке, а не выбор. Поэтому важно, чтобы родители давали детям возможность познакомиться с другими вариантами — мягко, деликатно, подстегивая их природное любопытство, привлекая внимание. Только так дети смогут понять, что же им нравится больше, и выбрать именно это.
Как научить ребенка выбирать?
Парадоксально, но обучение этому проходит через стадию принуждения. Надо, чтобы ребенок попробовал и борщ, и рыбный суп, чтобы он мог узнать, что ему больше нравится. Даже если теперь это не в моде, надо ставить детей перед необходимостью. В данном случае речь, скажем, о том, что сегодня на обед — только такое блюдо. А завтра будет совсем другое. И только после этого он будет в состоянии попросить то, что понравится больше, — когда он узнает это сам, когда перестанет «выбирать» привычное. Эта наука постигается день за днем!
Об авторе
Дмитрий Леонтьев — психолог.