Благодаря своим профессиональным знаниям и навыкам, опыту и ценностям психологи и психотерапевты могут помочь в трудной ситуации. Но это не значит, что они волшебники, целители или манипуляторы. Какие заблуждения существуют вокруг этой профессии?
Психологу не нужен терапевт, он сам себе поможет
Психолог, как правило, находится в личной терапии долго и регулярно, еженедельно посещает супервизии, обменивается опытом с коллегами, сохраняя при этом конфиденциальность своих клиентов. Супервизия — это не личная терапия специалиста, а помощь профессионального сообщества. Кроме того, психолог постоянно учится. В нашей профессии все время получать новые знания — это хороший тон.
Психологи работают с нездоровыми людьми, многие из которых имеют психические отклонения
Нередко психолог работает в паре с врачом-психиатром. Депрессии, тревожность и другие состояния клиентов требуют медикаментозного лечения. Возможно, поэтому психологов и психиатров часто путают. Многие откладывают визит к психологу на много лет, считая, что должны справляться сами.
Но обращение к психологу — это не слабость, а забота о себе. У каждого из нас бывают периоды апатии, бессилия, тревоги, сильного стресса и сложных жизненных выборов. Почему бы не помочь себе в этом, обратившись к специалисту, который создаст пространство для того, чтобы все эти чувства были прожиты экологично?
Психолог может манипулировать людьми
Личная терапия — сознательный и добровольный выбор человека. И это всегда совместная работа клиента и психолога. Важно, чтобы клиент и терапевт встретились и договорились о том, что можно будет считать хорошим результатом их совместного пути.
Психологи могли бы манипулировать людьми, но зачем? Гораздо интереснее, когда не знаешь, куда пойдет беседа, как и на что отреагирует клиент. Разговор получается гораздо глубже, когда в кабинете встречаются два свободных человека, две личности, которые идут к общей цели.
Психолог за меня решит все мои проблемы
Обращаясь к психологу, люди ждут быстрого результата и решения своих проблем. Действительно, в ходе терапии жизненная ситуация клиента меняется, иногда радикально. Но важно понимать, что никто, даже психолог, не знает короткого пути решения вашей проблемы и не будет решать ее за вас. Профессионал создает условия, в которых вы сами сможете найти выход из сложившейся ситуации, услышать разные стороны внутреннего конфликта, прожить вытесненные чувства, закончить значимые разговоры, ответить комфортным для себя способом на вопрос «Кто я?».
После встречи с психологом должно быть «хорошо»
До, после и во время консультации у психолога клиент может испытывать разные эмоции. Психологическая консультация — пространство, в котором все чувства могут быть проявлены, здесь нет негативных и позитивных чувств, все эмоции естественные и допустимые. Нет здесь и стыдных тем.
Хорошая встреча с психологом — та, в которой состояние клиента за 50 минут сессии чуть-чуть меняется. Пришел одним, а ушел немного другим. Это не значит, что клиент приходит в апатии, а уходит в эйфории (хотя и такое случается). Во время консультации появляется возможность как-то иначе взглянуть на свою жизнь, как будто горизонт расширился, а угол зрения чуть сместился.
Задача психолога — дать правильный совет
Непрошеные советы не приносят пользы — это знает каждый из нас по своему повседневному опыту. Они не меняют нашу жизнь к лучшему. Психологи могут давать рекомендации клиенту, информировать его о чем-то, предлагать разные техники, но смысл консультирования в другом: психолог инициирует вопросы человека к самому себе, к обществу и мирозданию и иногда первым слышит ответы, которые рождаются у клиента.
Ведь если у нас рождается вопрос, то где-то в глубине души есть уже и ответ. Важно его услышать и произнести вслух — дать себе право говорить в полный голос.
Психолог — это дорого
Индивидуальная психологическая консультация может стоить недешево. Вы платите за внимание профессионала и его присутствие, а не за готовое решение проблемы (хотя в ходе встреч с психологом проблемы тоже решаются). В целом разброс цен довольно велик. Есть и бюджетные варианты: телефоны доверия, социальные и антикризисные центры и центры психологической поддержки, консультацию в которых оплачивает государство, корпорация или благотворительный фонд.
***
Мифы о психологах нередко мешают сделать первый шаг и переступить порог кабинета психологической помощи. Признать, что существует проблема, которую надо решать. Увидеть, что для ее решения, как и для любого другого проекта, нужны не только ресурсы и план действий, нужно пространство, в котором можно было бы обсуждать первые шаги, стратегию и тактику этой работы. В идеале кабинет психолога — именно такое пространство: конфиденциальное, комфортное, открытое к диалогу.
Об авторе
Ксения Сергазина — доцент РГГУ, психолог-консультант платформы корпоративного благополучия «Понимаю».