Если для большинства преступников тюремное заключение означает страшную перспективу удаления от основной части общества, то для Кристофера Найта все было с точностью до наоборот. Мужчина был арестован за кражу со взломом 4 апреля 2013 года, и это был его первый контакт с людьми за последние 27 лет.
Большую часть своей жизни он прожил отшельником. В 20 лет он оставил постоянную работу по обслуживанию компьютеров и, ни с кем не попрощавшись, покинул человеческое сообщество почти на три десятилетия. Все это время он жил без воды, электричества и даже костра. Избегая контактов с людьми, он по ночам устраивал рейды в соседний городок за едой и припасами. На этом он и был пойман в возрасте 47 лет. Никогда не пользовался интернетом и не отправил ни одного электронного письма в жизни.
«Такое поведение нетипично, — говорит когнитивный психолог Мэтт Джонсон. — По природе своей люди — социальные существа. У большинства из нас есть врожденное стремление взаимодействовать с другими, испытывать чувство принадлежности и дух товарищества. Длительные периоды без социального контакта обычно вызывают пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье».
И все же одиночество не всегда и не для всех губительно. Такие люди, как Найт, дают материал для редких исследований: они могли бы стать членами общества, но выбрали путь отшельничества. В их рассказах о себе можно услышать нечто общее: они рассматривают длительное уединение как уникальную возможность исследовать границы внутреннего опыта.
Изоляция, одиночество и ощущение себя
Отсутствие иной компании, кроме себя самого, открывает бесконечный потенциал для самоанализа. Ранее нечто подобное описал французский философ Мишель де Монтень, который создал книгу «Опыты», изолировавшись от общества и запершись в библиотеке на несколько лет.
«Обычный разговор здесь должен быть между собой и собой. У нас есть душа, которая может быть повернута к себе самой, — писал он. — У нее есть средства нападения и защиты, возможность получать и отдавать…»
Спустя пять столетий с французским философом согласился Мауро Моранди, проживший в одиночестве больше 30 лет на небольшом острове у побережья Италии. В одном из редких интервью он признался: «Я понял, что самое красивое, опасное, авантюрное и приятное путешествие из всех — то, что совершаешь внутри себя».
Одиночество может открывать перед нами интересные возможности и быть окном в редкий и глубокий внутренний опыт
Примерно о том же говорил и Кристофер Найт: «Одиночество дарует нечто ценное… мое восприятие. Однако, когда я направил это усиленное восприятие на самого себя, я потерял свою идентичность. Не было аудитории, не перед кем было выступать… Я стал абсолютно свободным».
Подобные состояния сложно понять, если в жизни не было такого опыта. Что это на самом деле означает — быть абсолютно свободным? Как это — найти себя, потеряв остальной мир?
Откровения тех, кто это испытал, могут запутать нас еще больше. В китайской книге мудрости «Дао дэ цзин», авторство которой приписывается Лао-цзы, есть строки: «Те, кто знают, не говорят. Те, кто говорят, не знают». По мнению Мэтта Джонсона, само это изложение учения Дао могло быть продуктом философского уединения автора.
Одиночество может открывать перед нами интересные возможности и быть окном в редкий и глубокий внутренний опыт, уверен психолог.
Путь не для всех
Необходимо подчеркнуть, что жизнь в одиночестве подходит не для всех. За редкими исключениями мы, люди, все же существа социальные. Мы отличаемся друг от друга потребностями и степенью, в которой на нас влияют другие. У тех, кто искал одиночества, был определенный склад характера.
Такие люди редки и уникальны. Монтень, Торо, Найт и многие другие выбрали своего рода «герметичную» жизнь. Для нас же их истории могут стать источником успокоения — пусть даже небольшого.
Об авторе: Мэтт Джонсон — когнитивный психолог.