Россияне массово пожаловались на большую нагрузку школьников
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Тревоги политиков

25 ноября в Госдуме депутаты обсудили проблему высокой загруженности российских школьников. Так, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, согласно опросам, от нее страдают до 70-80% учеников российских школ, а учебе они отдают около 8-10 часов в день.

Такие данные, по его словам, подтверждают и родители детей

Кроме того, школьная программа, по мнению Володина, также усложняется, вместе с ней растет количество уроков и объем домашних заданий, что тоже может оказывать негативный эффект на ментальное здоровье школьников. «По данным экспертов, 70-80% детей отмечают усталость от процесса обучения. Все это сказывается на их здоровье», — приводят слова Володина журналисты, сетуя, что в такой ситуации у учеников не остается времени на отдых и живое общение.

Мнение психолога

Елена Соломеина

Клинический психолог, детский психолог, ведущий специалист сети клиник «Семейная»

Некоторые дети утомляются больше, чем их сверстники. Иногда таких ребят приводят к психологу с самыми разными жалобами на:

  • невнимательность,

  • гиперактивность,

  • плаксивость,

  • конфликтность,

  • нежелание учиться,

  • снижение мотивации.

Все эти жалобы сами по себе, конечно, могут иметь право на существование, но часто их причиной становится именно утомляемость. То есть ребенок устает быстрее, чем мы от него ожидаем, и это не всегда связано со сверхнагрузками.

Как понять, что причиной ухудшения поведения стала утомляемость? Лучше всего обратиться к нейропсихологу

Что сделает специалист? Проведет тестирование, в которое включит несколько нейропсихологических упражнений. Например, применит таблицы Шульге, сделает пробы на реципрокную координацию, проведет оценку регуляторных функций после введения гомогенной интерференции. По результатам выполнения проб утомляемость обнаружится сразу — найдутся и проблемы с памятью, вниманием и другими высшим психическими функциями.

Откуда берется эта проблема? Если мы говорим об утомляемости в ситуации, когда ребенок не нагружен ничем дополнительно и не может продуктивно заниматься чем-то в течение урока, мы имеем дело с особенностями функционирования стволовых структур мозга, которые корректируются с помощью специальных упражнений. Если мы говорим об утомляемости, когда ребенок несет массу дополнительной нагрузки и при этом качество высших психических функций не страдает на протяжении урока, мы должны срочно снизить нагрузку.