Все больше сегодня разговоров о том, что надо развивать именно те способности и таланты, которые больше всего выражены у ребенка, а не упираться в те сферы, где он чувствует себя хуже большинства.
Например, нужна ли пятерка (или даже четверка) по математике, если ребенку никак не дается устный счет и задачи по геометрии? Лучше сделать упор на литературные проекты (если это нравится, конечно) или на спорт, где ребенок проявляет способности выше среднего. Ведь подгоняя его математику под уровень «как у всех», мы потеряем драгоценное время и силы, которые могли бы сделать из молодого человека талантливого бегуна или журналиста.
Если мы делаем упор на сильные стороны, то и результаты будут выдающимися. Современный мир крайне толерантен к пробелам в знаниях, если у человека присутствует глубина в понимании какой-то одной, пусть очень узкой, области. Так что делать упор на одни сферы и тянуть на «проходной балл» остальные потихоньку становится трендом.
Как все-таки правильно: стремиться к тому, чтобы быть первым, или исповедовать принцип «главное — участие»?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Все зависит от ребенка и его психологических особенностей. Прирожденные победители не нуждаются в напоминаниях, что надо тренироваться, чтобы стать первым. Сила желания победить и так будет вести их через все трудности пути олимпийца. Но давайте честно — таких детей немного.
А что, если ребенок не амбициозен? При этом обладает недюжинными способностями и мог бы… но не хочет ни результата, ни работы по его достижению. Тогда внимательная мама, понимая ситуацию, берет на себя роль флагмана, хватает ребенка за руку и тащит вверх — к победе.
Возит его на тренировки, делает вместе с ним олимпиадные задачи по математике, ищет уникальные мастер-классы по флейте. Что получается? Ребенок не учится ставить цели, у него с этим и изначально были проблемы, а тут еще мама помогает активно. Кроме того, он не получает результат своих стараний, потому что старания не его, ведь все из-под палки делается.
Ребенок, может быть, и станет лучшим на каком-то этапе, но исключительно из-за невозможности отказать маме в ее целях и амбициях. «Сыночек, порадуй маму, прими участие в очередном концерте (турнире, конкурсе)», «Если хочешь чего-то в этой жизни стоить — начинать надо было еще в детском саду», «В нашей семье все всегда были лучшими!»
Результат будет по праву маминым… И так до того момента, пока не начнется подростковый возраст. Пока мама не столкнется с протестом в виде апатии, а еще хуже — переключения на «вредную» активность.
Получается, что способного ребенка, не заточенного на конкурентную борьбу, надо поддерживать в области его интересов, искать, что может стать для него реальной целью, к которой он готов будет идти, преодолевая себя.
И эта цель может оказаться совсем в другой плоскости — не быть лучшим, а, к примеру, лишь поучаствовать в каком-то престижном конкурсе, не заняв там никакого места, или написать свой сценарий к историческому фильму.
Это будет иметь настоящую ценность для ребенка, хотя может и остаться непонятым родителями
Тем не менее именно этот опыт пригодится ему в жизни, позволит стать победителем тогда, когда победа будет действительно решать его судьбу, а не удовлетворять мамины амбиции.
К сожалению, часто мамы видят только свои цели, а все остальное для них — это «баловство» и «развлечения». Так легко и незаметно для себя и ребенка мы обесцениваем его интересы, подменяя их своими. Но родительские цели не влекут так, как свои, родительские амбиции не приносят удовлетворения — лишь усталость.
«Так им волю дай — они вообще из телефона вылезать не будут!» — часто слышу я. Но телефон — это как раз спасение от амбициозной мамы, которая тащит ребенка по понятному только ей одной пути. Хотеть чего-то своего ему бесполезно — мама все равно не примет, а бежать куда-то ради мамы быстро надоедает. И тогда на выручку приходит прокрастинация. А телефон, с его соцсетями, мессенджерами и играми, — самое то для ребенка, которому надо спрятаться…