Почему это так? Потому что в сложном и болезненном процессе диагностики и борьбы с недугом можно победить лишь командой. В ее составе — врач со всем арсеналом современной медицины, и пациент, который своевременно, ясно и четко предоставляет информацию о своем состоянии и ответственно выполняет все предписания врача.
Эта истина кажется невероятно простой, но на деле выполнить такое бывает очень сложно. Вместо того чтобы бороться с тяжелым заболеванием, врачу порой приходится «бороться» с самим пациентом. С его мнением о несущественности каких-то фактов. Или, напротив, «важности» непроверенных данных из интернета. С банальной забывчивостью в отношении приема препаратов, или повышенной тревожностью.
А пациент, вместо того, чтобы сосредоточиться на лечении, пытается интернет-серфингом, советами друзей и знакомых, изучением «альтернативных» методов лечения восполнить пробелы в диалоге с врачом.
Процессы взаимодействия, которые давно выстроены и структурированы в большинстве отраслей, в медицине по-прежнему остаются на уровне стандартного «приема врача» — сбор анамнеза, осмотр, рекомендации, рецепт неразборчивым почерком, растерянный кивок пациента.
Но если в случае с легким насморком это не так критично, то для онколога пробелы в коммуникации с пациентом — зачастую вопрос жизни и смерти. Сегодня нам всем важно учиться общению. И врачам, и пациентам. Учиться разговаривать друг с другом так, чтобы из всего потока информации и эмоций выделять только то, что поможет решить проблему.
У пациентов — лавина вопросов, эмоций, сомнений, пожеланий. При этом они часто не делятся всем этим с врачом — по множеству разных причин.
А ведь все это — ценная информация, которая может стать решающей в выборе тактики лечения. Но люди не знают, можно ли делиться такими переживаниями с врачом. И жизнь ежедневно ставит нас в ситуации, когда несостоявшийся диалог становится причиной тяжелых последствий. Давайте разберемся, что же и на каком этапе общения врача и пациента начинает «идти не так».
Кирпичи в несуществующей стене
Казалось бы, раньше мир был прост и понятен: врач — лечит, пациент — лечится. Один активен в решении проблемы, другой лишь пассивно позволяет врачу работать с проблемой. Врач — ведущий, пациент — ведомый. Такая модель взаимодействия породила своеобразный культ «людей в белых халатах».
Вспомните свои ощущения из детства — атмосфера в кабинете доктора угнетала, пугала. Запах, инструменты, поза и тон врача: «Больной, откройте рот. Закройте. Вдох. Выдох». Рядом с обладателем великих знаний легко показаться глупцом. Говори, только если доктор тебя спросит. Не переспрашивай, даже если что-то непонятно. Эти нормы поведения, привитые в детстве, остались с нами и в зрелом возрасте.
Безоговорочное уважение к врачу — одна сторона медали. Другая — замкнутость и растерянность пациента. Стена между двумя людьми, через которую никак не пробиться очень важному элементу любого лечения — информации.
Доктор спросил, болит ли голова. Голова не болит, но болит в груди — уместно ли сказать об этом, если врач уже задает другие вопросы? А если нет боли, но есть сильный страх, от которого порой кружится голова и в глазах темнеет? Об этом нужно говорить? Не тратим ли мы драгоценное время врача, когда делимся такими откровениями? Не лучше ли промолчать? А если есть сомнения, что рекомендации помогут? Возможно, врач смог бы их развеять, но не испортятся ли отношения с врачом, если их озвучить?
Несмотря на огромное количество знаний и практический опыт, врач попросту не умеет читать мысли. И, в силу своей сосредоточенности на медицинской проблеме, далеко не всегда ощущает эмоции пациента. Он действительно может развеять сомнения, для него крайне важно знать о страхах пациента и уж тем более необходимо быть в курсе, если что-то болит.
И все это он может узнать только от вас. Но не узнает… Потому что между вами — стена стереотипов, призрачный барьер из несуществующих, по сути, препятствий — старых и никому не нужных правил поведения.
Сломать стену сразу не получится: доверие и естественность в общении создаются в процессе самого общения. А вот постепенно прийти к эффективному взаимодействию с врачом помогут три простых принципа: структурированная информация, правильное планирование и регулярный анализ.
Больше информации — эффективнее общение
Знаете, какой предмет — главный помощник врача-онколога? Блокнот пациента! Звучит странно, но это так: в ситуации, когда любая мелочь может иметь значение, важно записывать и структурировать информацию.
Итак, вы получили от своего терапевта направление к онкологу. Ваше состояние сейчас вряд ли можно назвать спокойным: волнение, смятение, страх абсолютно нормальны. Но первое и главное, что вы должны осознать и принять, — визит к онкологу не означает, что онкологическое заболевание у вас точно есть. Так с какой целью вас направили к врачу?
Возьмите новый блокнот. На первом листе запишите первую задачу: «Исключить или подтвердить рак». Теперь цель визита видна и очевидна, а из нее следуют более мелкие, но не менее важные вопросы.
Чтобы поставить диагноз, врачу необходима информация о пациенте. Это определенные факты жизни, связанные со здоровьем и самочувствием, и чем подробнее вы их изложите, тем быстрее и точнее врач сможет вынести свой вердикт.
Поэтому в первую очередь составьте список медицинских документов, которые возьмете с собой на прием. Это все имеющиеся у вас заключения о состоянии здоровья и результаты недавних анализов. Конечно же, речь не о плановых осмотрах со времен детского сада. Для онколога важны исследования и заключения всех врачей в связи с недомоганиями за прошедшие 3-5 лет.
По списку соберите документы: удобнее всего разложить листочки в прозрачные файлы и подшить все в одну папку. Это поможет врачу быстро сориентироваться в текущей ситуации, а вам — с легкостью отвечать на вопросы, не тратя время на поиск нужного листа в общей стопке.
В первую очередь составьте:
- «Список риска» — перечень перенесенных заболеваний, продуктов и лекарств, на которые у вас аллергия.
- «Список помощи» — перечень принимаемых лекарств и биодобавок с дозировкой и графиком приема.
Теперь у вас есть базовые данные, на основе которых врач может начать работу по сбору анамнеза и постановке диагноза. Отличная новость: такой шаг сэкономил от 10 до 20 минут приема. Врач это обязательно оценит, ведь фактически вы проявили уважение к его (и своему) времени и продемонстрировали настрой на продуктивное сотрудничество — а это очень много значит.
Кроме того, у вас появится возможность более обстоятельно обсудить с врачом ваши жалобы. Кстати о них — приготовьте еще два списка, которые впишете в блокнот:
1. Боль. Это очень важный фактор, поэтому необходимо подробно описать:
- локализацию боли;
- ее интенсивность, условия, при которых интенсивность боли меняется;
- ограничивает ли боль подвижность, мешает ли заниматься привычными делами и ясно мыслить;
- препараты, которые вы принимаете для уменьшения боли, график их приема.
2. Ваши жалобы. Тут важно не только перечислить, но также отметить интенсивность симптомов, попытаться зафиксировать частоту и время их проявлений. Вот примерный список того, что важно не упустить:
- одышка или кашель;
- проблемы с ЖКТ (запор/диарея, икота, тошнота, рвота и прочее);
- лихорадка или озноб;
- отсутствие аппетита, резкие изменения веса;
- сонливость, усталость, апатия;
- приливы жара, сексуальная дисфункция или отсутствие либидо;
- чувство заторможенности или галлюцинации;
- бессонница;
- проблемы со зрением (двоение в глазах, потеря фокуса и прочее);
- покалывание и потеря чувствительности конечностей, судороги;
- спутанность сознания.
Таким образом, в вашем блокноте появятся три основных пункта, по которым врач будет строить разговор: медицинские документы, важные нюансы здоровья и жалобы. Когда все перед глазами, меньше риска упустить что-то существенное.
Следующее, что нужно сделать, — составить список вопросов к доктору. Лучше записать каждый вопрос на отдельном листе так, чтобы осталось место для ответов. Уже на приеме, листая свой блокнот, вы вспомните важные моменты и не потеряете нить разговора. А если в ходе беседы возникнет новый вопрос, его также стоит записать вместе с ответом.
Пунктуальность — не только вежливость
Планируете прийти на прием к доктору строго ко времени? Скорее всего, в кабинет вы зайдете с опозданием на 10-15 минут. Система медицинского обслуживания включает в себя не только вашу беседу с врачом в кабинете.
Чтобы информация о вас всегда была у врача под рукой, чтобы ваши данные быстро направлялись к узким специалистам, а результаты исследований оперативно поступали в вашу медицинскую карту, клинике необходимо около 15 минут вашего времени на оформление документов и ввод информации в базу. И очень обидно вычитать это время из вашего общения с врачом.
Кроме того, заветные 15 минут до приема помогут вам в спокойной обстановке еще раз продумать вопросы, с которыми вы пришли к доктору, вспомнить принципиальные для вас моменты, которые важно проговорить.
Еще обратите внимание на ваши планы после визита. Казалось бы, если прием врача длится минут 40, то почему бы не назначить, например, встречу после него, или не выйти на работу, чтобы завершить какой-то проект? Но лучше освободить день визита полностью. И вот почему: диагностика онкологического заболевания — это сложный, многоэтапный процесс. Визит к онкологу — лишь стартовый пункт. Доктор определяет дальнейшие исследования, на основе которых он уже будет ставить диагноз. А значит, вам нужно будет сдавать анализы и проходить диагностические процедуры.
Чем раньше ваш врач получит результаты, тем оперативнее сможет назначить лечение. Поэтому вам предложат пройти хотя бы часть исследований в тот же день. К тому же сам визит к врачу может затянуться, особенно если у вас есть хронические заболевания: по ним бывает много вопросов, а ответы требуют времени.
И, даже если все прошло быстро и после посещения доктора осталось много времени, лучше посвятить его следующему важному делу — анализу.
Анализируй. Записывай. Помогай врачу
Визит к врачу-онкологу — сложный шаг с психологической точки зрения: сама ситуация выводит из равновесия, как бы хорошо вы ни готовились к встрече. Чтобы вернуть мыслям рациональность и переключиться на решение текущей задачи (вспомним, что мы написали в блокноте на первом листе), вновь возьмите ручку и приготовьтесь записывать.
Растерянность, шок, потеря ориентиров — это нормальная реакция человека, который сталкивается с онкологией. Но необходимо двигаться дальше к решению проблемы, и здесь вам вновь поможет верный блокнот.
Первым делом нужно вспомнить все важное, на ваш взгляд, о чем говорил доктор во время приема. Весьма вероятно, что в спокойной домашней обстановке у вас появятся новые вопросы — запишите их, они станут маркерами для оценки собственного состояния до приема, их можно будет обсудить с доктором во время следующего визита.
Прочитайте ответы на заранее приготовленные вопросы — не требуют ли они уточнений. Возникли вопросы? Что-то непонятно? Снова запишите сложные моменты. Такая работа помогает успокоиться, сосредоточиться на конструктивном подходе. Если какие-то вопросы вызывают сильные эмоции, лучше сразу позвонить врачу и все выяснить.
Старайтесь не поддаваться эмоциям, попытайтесь понять, чем они вызваны. Вам страшно? Что именно пугает? Неизвестность? Значит, рациональным решением может стать звонок врачу с вопросом или чтение литературы по теме. Если вы чувствуете, что эмоция не поддается контролю, то это веская причина связаться с онкологом — скорее всего, он поможет решить вопрос с психологической поддержкой.
Эти простые принципы действуют и в первый, и во второй, и в последующие визиты к врачу. Борьба со злокачественным новообразованием (если этот диагноз подтверждается) — долгий путь, по которому вы пойдете бок о бок с онкологом. И ваше содействие для него так же важно, как для вас — его опыт и знания.
Об авторе
Андрей Пылёв — онколог, главный врач «Европейской клиники».