«Расчленинград»: почему суд освободил россиянина, убившего жену в Санкт-Петербурге, — мнение психологов
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Преступления в Санкт-Петербурге

Убийство Екатерины Петушковой

Как сообщает объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга, 44-летний Сергей и 41-летняя Екатерина Петушковы поссорились в квартире в Колпино в период между 22 февраля и 3 марта 2022 года. В ходе конфликта мужчина сильно толкнул женщину, в результате чего она потеряла равновесие, ударилась о стену и получила смертельную травму. Россиянин спрятал тело жены в автомобиле и сообщил в полицию о ее пропаже. Спустя два месяца он вывез труп в лес, где его расчленил и закопал. 

Когда следствие обнаружило останки жертвы, то уже не смогло установить причину смерти

Поэтому суд поверил показаниям Сергея Петушкова, заявившего, что совершил убийство по неосторожности «на почве личных неприязненных отношений, вызванных длительными бытовыми конфликтами, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий».

Убийство Анастасии Ещенко

В 2019 году широкую огласку получило дело убийства историком Александром Соколовым аспирантки СПбГУ Анастасии Ещенко. Он выстрелил девушке в голову, после чего распилил ее тело и пытался выбросить останки в реку Мойка, где и был задержан. Суд приговорил мужчину к 12,5 годам колонии строго режима.

Убийство Энди Картрайта

Еще одно резонансное дело связано с убийством рэпера Энди Картрайта (Александр Юшко). Правоохранители нашли его тело, разрезанное на несколько частей, в холодильнике его квартиры летом 2020 года. В расчленении тела призналась супруга убитого Марина Кохал, при этом отрицая причастность к убийству. Следствие все еще идет.

Образ города как «Расчленинграда»

Убийства с расчленением стали привлекать внимание общественности с 2019 года. Тогда Санкт-Петербург и обрел славу «Расчленинграда». Однако заместитель главы Следственного комитета Александр Клаус заявил в интервью ТАСС, что такой способ сокрытия следов преступления свойственен и другим регионам: «Нет какой-либо особенности именно этого города. Подобные убийства совершаются и в других регионах страны».

Мы спросили психоаналитика и бывшего сотрудника правоохранительных органов Андрея Кашкарова, почему суд вынес такое мягкое наказание Сергею Петушкову и действительно ли Санкт-Петербург считается лидером по числу таких убийств, а также практического психолога Елену Митрохину, почему город обрел такую дурную репутацию.

Андрей Кашкаров, психоаналитик

С точки зрения бывшего сотрудника правоохранительных органов, отдавшего системе 16 лет, в том числе на оперативной работе, могу сказать, что изначально суд выбрал небольшой срок заключения осужденному. Это уже говорит о том, что в деле были какие-то смягчающие обстоятельства, например:

  • «взаимная неприязнь» — и чем дольше она имела место — тем сильнее значима,

  • «доказанная провокация»,

  • «состояние аффекта»,

  • «самооборона» — достаточно, чтобы жертва показала нож во время ссоры,

  • другие факторы — вплоть до несогласованного аборта.

Поскольку прокурор посчитал, что Сергей Петушков не имел умысла убить жену, суд переквалифицировал состав преступления со 105-ой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) («Убийство») на 109-ю («Причинение смерти по неосторожности»). Как указано в решении суда, «достоверно определить причину смерти не представилось возможным».

В таких обстоятельствах действует презумпция невиновности. Для возбуждения уголовного дела и обвинения подозреваемого в нашей правоприменительной практике необходимо установление трех факторов:

  1. время,

  2. место,

  3. способ.

Если все доказано, человек получает обвинение. Если есть сомнения, они трактуются в пользу подозреваемого. Такова в России новейшего времени правоприменительная практика именно по бытовым делам.

Таким образом, с юридической стороны или вины гражданина действительно не было в мере, достойной более сурового наказания, или ее не смогли доказать (а суд опирается на собранную доказательную базу). Кроме того, мужчина мог пройти психиатрическую экспертизу и оказаться условно невменяемым.

Разумеется, убийство оправдать этим нельзя. Расчленение — сугубо отягчающее обстоятельство

Однако человек склонен оправдывать себя и перекладывать вину на других — так уж повелось, и правоохранители об этом осведомлены. Нередко в объяснении подобных действий в свое оправдание пишут так: «я испугался (содеянного)», «я с ужасом подумал о судьбе детей, если меня посадят, и только поэтому хотел спрятать улики» — чтобы избежать сурового наказания. А следствие проверяет эти доводы.

Санкт-Петербург — не деревня, где можно, условно говоря, зарыть труп в огороде, а мегаполис, где везде камеры, соседи, случайные свидетели — как тут спрятать тело? Вот он и расчленил, и вывез от «безысходности». А поскольку пытался скрыть преступление, то второстепенный умысел уйти от ответственности имелся — следовательно, хоть какое-то наказание должно быть.

Не думаю, что криминальная статистика за последние пять лет подтверждает негативную славу города с 5,5-миллионным населением, несмотря на ряд громких дел, доведенных до суда. Такие преступления, на мой взгляд, периодически происходят по всей стране, но становятся известными только те, что совершаются в большом и известном городе — именно потому, что скрывать следы преступления в данных условиях крайне затруднительно; этим объясняется, кроме прочего, стремление к расчленению.

Елена Митрохина, практический психолог, психолог-консультант

Негативный образ любого города формируется на основе исторических событий, которые могли происходить и 30, и более лет назад. Со временем определенный миф закрепляется и начинает использоваться людьми, которые могут шутить, бояться, испытывать различный спектр эмоций, и СМИ, которые создают просматриваемые материалы.

Что касается убийств с расчленением, то статистика утверждает, что подобные преступления происходят в каждом городе мира, но не везде получают такую широкую огласку

Большинство людей, не живущих в Санкт-Петербурге, могут вообще не знать об этих новостях, но, конечно, некоторые особо впечатлительные граждане действительно хорошо запоминают такие истории.

С точки зрения психологии в таких случаях можно говорить о когнитивном искажении. Некоторая часть общества изначально предвзято относится к определенным местам, людям или событиям, потому что так люди интерпретируют информацию, подгоняя факты и события под свою реальность.

И, естественно, дело не в городе, а в возможных психических заболеваниях, которые толкают людей на такие жестокие преступления. Необходимо внимательнее относиться к проблемам близких и знакомых, вовремя обращаться к специалисту, в таких случаях — психиатру.

Андрей Кашкаров

Магистр педагогики, аспирант, психоаналитик, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

Практический психолог, психолог-консультант