Все поводы для конфликтов в отношениях можно разделить на три основные категории — к такому выводу на основании своего богатейшего 20-летнего опыта семейной терапии пришли клинические психологи Джон и Джулия Готтман:
Сиюминутные, поверхностные, решаемые проблемы – например, кто будет мыть посуду или вынесет мусор. За этими проблемами не кроются глубокие противоречия между партнерами.
Вечные проблемы – конфликты не прекращаются из-за фундаментальных различий в характерах или образе жизни партнеров.
Тупиковые вечные проблемы – ситуация зашла в тупик, обсуждения, как кажется, идут по кругу и совершенно выматывают.
По опыту Готтманов, 69% конфликтов в отношениях связаны с неразрешимыми противоречиями между партнерами, поэтому от таких конфликтов никуда не деться. Но это вовсе не значит, что подобные ссоры непременно должны разрушить отношения и привести к разрыву. Как считают психологи, можно практически без ущерба для отношений выйти из любого конфликта, если знать, как правильно себя вести.
Самая большая ошибка, ведущая к катастрофическим для отношений последствиям, заключается в том, что партнеры во время ссоры, вне зависимости от того, какого типа проблема лежит в ее основе, стремятся одержать друг над другом победу.
Кто-то в итоге остается победителем, а кто-то проигравшим
Вместо этого необходимо стремиться понять друг друга. Вне зависимости от того, идет речь о мытье посуды или о воспитании детей, подход один и тот же — если вы изо всех сил стараетесь настоять на своем, а не понять точку зрения партнера, разобраться, что именно кроется за его позицией, очень маловероятно, что вы сможете прийти к какому-либо консенсусу.
Для того, чтобы конфликт развивался в правильном, здоровом направлении, Готтманы рекомендуют задать партнеру два вопроса:
как он пришел к своей позиции (возможно, это что-то из детства?),
каким он видит идеальный выход из ситуации.
Побольше эмпатии, заинтересованности, взаимного уважения, и тогда оба партнера смогут высказываться без страха, что другой его осудит, не захочет выслушать и понять.
По материалам сайта cnbc.com