Наконец-то пятница! Вы едете на работу в плохом настроении, а потом не можете дождаться вечера? Ругаетесь с коллегами и тысячу раз на дню мысленно пишете заявление об уходе?
«Дискомфорт, гнев, раздражение — все эти эмоции говорят нам о том, что какая-то наша важная потребность не удовлетворяется, хотя мы, может, даже этого не осознаем», — объясняет психолог и коуч Сесили Хоршман-Брэтвейт.
В этом случае идея уволиться «в никуда» может казаться чертовски заманчивой, но такие грезы наяву зачастую лишь мешают видеть реальность. Потому эксперты предлагают посмотреть на ситуацию непредвзятым взглядом и направить свой праведный гнев в конструктивное русло.
1. Определите источник негативных эмоций
Прежде чем идти на поводу у такой мощной и, что уж скрывать, подчас разрушительной эмоции, как гнев, нелишним будет разобраться: а что ее вызывает? Многим этот шаг дается непросто: нас с детства учили, что злость, ярость — «недопустимые» чувства, а значит, если мы их испытываем, проблема якобы в нас, а не в ситуации.
Однако подавлять эмоции не стоит, уверена Хоршман-Брэтвейт: «Ведь возможно, у вашего гнева вполне веские основания: вам недоплачивают по сравнению с коллегами или заставляют оставаться в офисе допоздна и не дают отгулы за переработки».
Чтобы в этом как следует разобраться, эксперт советует вести журнал мыслей и эмоций, связанных с работой, — возможно, анализ написанного подскажет вам какое-либо решение.
2. Поговорите с кем-то, кто поможет посмотреть на ситуацию со стороны
Поскольку гнев затуманивает наше сознание и мешает нам ясно мыслить, полезно поговорить с кем-то вне вашей работы — в идеале со специалистом: коучем или психологом.
Возможно, выяснится, что дело действительно в токсичной рабочей атмосфере, которую не изменить. Но может оказаться и так, что вы сами недостаточно четко обозначаете свою позицию или отстаиваете границы.
Психолог и карьерный коуч Лиза Орбе-Остин напоминает: не обязательно принимать на веру все, что скажет вам специалист, но у него можно и даже нужно попросить совета о том, что делать дальше, какой шаг предпринять, чтобы не навредить своей карьере.
«Важно напомнить себе: даже если ваша рабочая жизнь не нравится вам прямо сейчас, она не обязательно будет такой всегда. Главное — планировать свое будущее, мыслить стратегически и рассматривать разные возможности», — считает Орбе-Остин.
3. Обзаведитесь полезными связями, но не злоупотребляйте с жалобами
Если вы настроены на то, чтобы двигаться дальше, нетворкинг, создание сети социальных связей, — шаг совершенно необходимый.
Но, встречаясь с потенциальными коллегами, партнерами и работодателями, не позволяйте своему нынешнему состоянию определять, какими вы и ваша трудовая история будете выглядеть в их глазах.
Ваша задача — показать себя с лучшей стороны, а вечно жалующийся на судьбу, начальство и индустрию сотрудник вряд ли будет кому-то интересен.
4. Сделайте перерыв и займитесь здоровьем
Если у вас есть возможность, возьмите отпуск и позаботьтесь о своем здоровье — как физическом, так и ментальном. Когда справляться с гневом становится все сложнее, Лиза Орбе-Остин советует проработать свои чувства со специалистом — психологом или психотерапевтом.
Проверьте: возможно, несколько сессий с экспертом даже покрываются вашей страховкой. «Проблема в том, что, если вы и уволитесь прямо сейчас, гнев и ярость просто так не утихнут, — объясняет психолог.
— Вам жизненно необходимо привести собственное психическое состояние в порядок, чтобы вы могли двигаться дальше. И лучше это делать, пока у вас есть источник постоянного дохода в виде нынешней работы».
5. Планируйте уход заранее — или приготовьтесь к последствиям импульсивного увольнения
Фильмы и сериалы учат нас тому, что внезапное увольнение может стать настоящим освобождением, но мало кто говорит о возможных долгосрочных последствиях — в том числе карьерных и репутационных.
Однако если вы все равно понимаете, что сил терпеть больше нет, приготовьтесь, как минимум, к тому, что коллеги могут начать судачить у вас за спиной — они не знают, что стояло за вашим решением, а значит, станут осуждать вас за «непрофессионализм» («Оставить компанию в такой час! А что будет с клиентами?!»).
Но, так или иначе, чего уж точно не стоит делать — это ждать, что ситуация разрешится сама собой. Да, возможно, в ваш в коллектив придет новый адекватный начальник, или вас переведут в другой департамент. Но надеяться лишь на это и бездействовать — инфантильный подход.
Лучше будьте проактивны: просчитывайте дальнейшие шаги, стройте сеть профессиональных знакомств, обновите резюме и просматривайте вакансии. Постарайтесь сделать все, что зависит от вас.