На уроках информатики миллениалы в основном учились набирать текст, осваивали Microsoft Windows (в лучшем случае Basic) и играли в «Супер Марио». Сегодня компьютеры для детей так же естественны, как холодильники. Как помочь ребенку освоиться в цифровом мире и извлекать максимум пользы из его постоянных обновлений? Давайте разбираться.
3–5 лет
Подходящий возраст, чтобы знакомить ребенка с компьютером. К трем годам у детей развивается мышечный контроль над мелкой моторикой рук. Другими словами, они уже могут замечать связь между управлением клавиатурой и мышью и изменениями на экране. В этом возрасте они даже могут осваивать простые программы.
5–7 лет
Дети старшего дошкольного возраста способны получать информацию только из собственного опыта, информация от других людей для них не столь значима и часто не рассматривается как источник истины. Кроме того, дети еще не могут воспринимать отдельные детали, поэтому они пишут и читают очень медленно (например, страница книги для них — неделимый объект). Им затруднительно строить суждения и умозаключения.
Если вы спросите у ребенка, из чего сшить рубашку: из бумаги, ткани, бересты, пенопласта или резины — он выберет ткань, но вряд ли сможет объяснить, почему ответил именно так. В 5–7 лет ребенка не получится научить даже основам алгоритмизации (например, написать алгоритм вычисления выражения у = 2а — (х + 6) или описать алгоритм выполнения домашнего задания по математике). Поэтому обучение программированию лучше начинать с восьми лет и не раньше.
Запишите ребенка на курсы по раннему развитию речи или ментальной арифметике. Отличным решением будет сделать упор на soft skills и развивать творческое направление: спортивные секции, художественная или музыкальная школа.
8–9 лет
В этом возрасте градус эгоцентризма падает, ребенок уже готов верить суждениям учителя и таким образом постигать информацию. Синкретизм (стремление ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей, например, луна не падает, потому что она лежит на небе) также сходит на нет, и уже можно понять, как работают простейшие механизмы.
Психологи различают зоны ближайшего и актуального развития — навыки, которые формируются в совместной с другими людьми деятельности. То, что ребенок может делать самостоятельно (например, надевать простую одежду), находится уже в зоне актуального развития. Если он до сих пор не умеет завязывать шнурки без подсказок взрослого рядом, то этот навык находится еще в зоне ближайшего развития. На занятиях учитель создает зону ближайшего развития.
Так у ребенка формируется наглядно-образное и эвристическое мышление (когда возможно совершать открытия), он учится решать задачи на логику в графической и блочной форме. Чтобы успешно осваивать программирование в этом возрасте, нужны базовые знания школьной математики: сложение, вычитание, умножение и деление на однозначные и двузначные числа в пределах 10 000.
Также надо уметь решать комбинаторные задачи. Например: кошка Мурка родила 8 котят (6 пушистых и 5 рыжих). Сколько котят родилось и пушистыми, и рыжими сразу? Помимо этого, детям необходим навык решения логических задач, таких как графические лабиринты, ребусы, составление простых алгоритмов, поиск кратчайшего пути.
10–11 лет
В 4-5 классе, помимо выполнения элементарных алгоритмов (например, отметьте на карте №1 следующий алгоритм: выехать из Озерска, доехать до Океанска), ребенок осваивает синтаксические правила языка программирования, а также начинает работать с разветвляющимися алгоритмами, вложенными циклами, переменными и процедурами.
Для этого нужно развивать абстрактно-логическое мышление: работать с различными исполнителями, самостоятельно вводить программный код и строить причинно-следственные связи при решении математических и логических задач. Так, в качестве исполнителя мы можем использовать компьютерного персонажа, который может выполнять различные действия в виртуальном мире: прыгать, бегать, поворачиваться и так далее.
В учебных задачах требуется, например, чтобы он передвинул ящик. Для этого ребенку надо ввести в программе необходимые команды в определенной очередности. Это развивает абстрактно-логическое мышление, ребенок наглядно видит, как двигается его персонаж, и понимает, когда он допускает ошибку при написании команд в программе.
Дети сами тянутся к технологиям и всему новому, поэтому родителям важно направить этот интерес в полезное русло. Программирование лишь кажется сложной и недоступной областью, подвластной лишь единицам. Если внимательно присмотреться к интересам ребенка и правильно развивать его навыки, он может стать «тем самым компьютерным гением».
Об авторе
Сергей Шедов — основатель и директор Московской школы программистов.