«Причина — твое гадское поведение»: как буллеры оправдывают школьную травлю
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Утром 7 декабря в одной из гимназий Брянска началась стрельба. Ее устроила одна из учениц: по данным журналистов, девочка несколько лет была жертвой школьной травли. Как только об этом сообщили в СМИ, россияне начали обсуждать в социальных сетях буллинг в школе: кто-то делился своим опытом как жертвы, а кто-то решил рассказать, как сам травил других.

Например, пользовательница @sanrafer, говоря о причинах буллинга, отметила, что «очень часто жертвы травли имеют проблемы с коммуникацией». «Поясняю как тот, кто буллил: зубы, голова, ж**а, очки — это повод. А причина — твое гадкое поведение. Слив учителям, подхалимаж и так далее», — написала она.

Своим опытом поделилась и девушка с ником @convertick, которая занималась травлей одноклассницы. «Все друг над другом по очереди прикалывались. Да, это так называется, а не травля», — говорит пользовательница. Она отмечает, что реакция одноклассницы была «неадекватной», что только усиливало буллинг в ее сторону. «Школа — это социум. Как такие на работе в коллективе змей и карьеристов будут?» — задалась вопросом она, добавив, что в случае с одноклассницей той требовалась «коррекция по психике».

Такие признания бывших буллеров вызвали у многих негативную реакцию

Некоторые даже составили признаки, по которым человека могут посчитать «заслуживающим» травли:

  • если тихо сидит — «осуждаешь их, крыса»;

  • если учится на пятерки — «подхалимаж, заучка, зануда, думаешь, ты лучше всех?»;

  • если случайно скажет взрослому «лишнее» — «стукач, сливаешь»;

  • если не участвует в травле других — «ты против нас?»;

  • если говорит или выглядит странно — «не умеешь общаться».

При этом причиной травли может быть и простая неприязнь, а сами буллеры, как говорит @rdscntacid, «не осознают, насколько похожи на зверенышей, и искренне считают эту систему ценностей верной».

Некоторые люди посчитали странным, что люди решили рассказать о своем опыте школьной травли «в тридцать лет», но и на это пользователи Twitter/X нашли, что ответить. «Они [буллеры] почему-то думают, что если тебе память не отшибло, значит, ты каждый день слезами по воспоминаниям 15-летней давности заливаешься, — говорит @chigi_varo. — Мне кажется, что те, кто помнят, будут самыми лучшими родителями, которые не позволят уже своим детям ни над кем издеваться».

Почему школьники начинают травлю

Женя Новикова, психолог

Проблема буллинга во многом связана с распространенностью насилия — как физического, так и психологического — в семьях. Нередко дети, участвующие в буллинге, сами подвергаются насильственному обращению. Это не отменяет ответственности за причинение вреда другим, но может объяснить желание самоутвердиться, ощутить собственную власть и силу через агрессию по отношению к еще более уязвимому человеку.

Высокая толерантность к насилию, характерная для общества в целом, может приводить к размыванию границ дозволенного: если отцу можно бить сына ремнем, учителю — унижать учеников, а полицейскому в Америке — заламывать руки, то как ребенок поймет, где остановиться?

Дети воспроизводят то, что видят вокруг себя

Буллинг также может быть единственным способом решения конфликтов, который им знаком — или единственным доступным и понятным способом справляться с собственными тяжелыми и сложными чувствами. Если родители не учат ребенка эмоциональной регуляции, одним из способов канализировать переживания может становиться агрессия, особенно у мальчиков, которых часто воспитывают с идеей, что мужская агрессия — это нормальное и даже желательное поведение.

Если говорить не про зачинщиков травли, а про рядовых участников, их поведение может быть как проявлением конформизма — а детям, особенно в подростковом возрасте, нужно чувствовать себя «своими» среди сверстников — так и следствием страха: ребенок выбирает присоединиться к агрессору, чтобы самому не стать пострадавшим.

К сожалению, бывает и так, что учителя не останавливают травлю, а поддерживают или даже инициируют ее: в таких случаях буллеру может быть еще сложнее осознать, что он что-то делает не так, ведь это происходит с согласия взрослых.

Женя Новикова

Экзистенциальная психологиня, проект «Тебе поверят»

Телеграм-канал