Работать сверхурочно, работать, находясь в декрете, работать, несмотря на плохое самочувствие, — все это презентеизм. Чем он вреден и как его избежать, рассказывают эксперты.
В основе феномена презентеизма (от англ. present — «присутствующий») лежит разрыв между временем, проведенным на рабочем месте, и качеством сделанной работы. Об этой проблеме впервые заговорили экономисты, выяснившие, что в среднем низкая продуктивность сотрудника, который выходит на работу при плохом самочувствии, обходится компании в 60% от ее общих затрат на заботу о здоровье сотрудника (медицинское страхование, обследования, больничные отпуска). Постепенно стало ясно, что проблема презентеизма гораздо шире. И ее корень — в самом отношении к работе.
Трудись, пока жив!
В 2013 году в выпуски новостей попала история Морица Эрхардта, 21-летнего стажера одного крупного банка, который скончался после трех суток почти беспрерывной работы. Оказалось, что регулярный сверхурочный труд считается негласной нормой для элитных финансовых кругов. Тяжелая работа на износ (часто с короткими перерывами на сон, а иногда и без них) становится своеобразной проверкой на прочность. Ведь конкуренция в этом секторе особенно высока, а «джек-пот» — огромные доходы и влияние — получат единицы.
Необходимость придерживаться корпоративной культуры может заставить сотрудников оставаться на работе даже когда это не нужно
Однако практика, поощряющая презентеизм, в принципе свойственна для западной деловой культуры, которая ориентирована на результат. «Считается, что тело сотрудника не имеет отношения к бизнесу, — пишет Джим Лоэр, американский психолог, директор Института производительности (США). — Большинство компаний не рассматривают как физический фактор то, что люди могут быть физически истощены и что это может повлиять на их продуктивность».
«Презентеизм в первую очередь может быть связан с корпоративной культурой организации, — объясняет Ксения Евтюхина, специалист по подготовке персонала компании Philips. — В некоторых странах (например, в Японии) не принято уходить раньше начальника, и если компания из этого региона выходит на международный рынок, то это правило распространяется на сотрудников и в штаб-квартире, и в представительствах по всему миру. Необходимость придерживаться корпоративной культуры может заставить сотрудников оставаться на работе даже когда это не нужно».
Есть ли смысл работать на износ?
«После двух часов непрерывной работы наша эффективность снижается, — предупреждает французский врач, автор книги «Как защититься от стресса и преуспеть» («Se protéger du stress et réussir») Филипп Родэ. — В течение дня усталость будет накапливаться, отражаясь на нашем самочувствии.
Возникают проблемы с концентрацией внимания, появляются ошибки, снижается продуктивность. Почувствовав усталость и «туман в голове», лучше устроить небольшую паузу, в идеале — прогуляться минут 15 на свежем воздухе, перед тем как снова приступить к работе. Но даже делая перерывы, работать по 15 часов в день нельзя. Каждому из нас присущ свой собственный ритм активности, и готовых рецептов тут нет. Важно найти ту схему распределения времени и энергии, которая подходит именно вам».
Кроме того, стремление во что бы то ни стало находиться на работе, игнорируя тревожные сигналы, само по себе может свидетельствовать о серьезных психологических проблемах. Так, по мнению американского психолога Эрика Берна, установка на усердный труд без отдыха является частью жизненного сценария, сформированного в детстве под влиянием родительских предписаний и запретов.
В этом случае часто наряду с конструктивным предписанием («Трудись усердно») ребенок получает и деструктивное («Не расслабляйся»), а также, часто на примере родителей, узнает и способ обойти предписания и освободиться (например, получив инфаркт или заработав инвалидность).
Как не допустить презентеизма?
Осознать меру своей ответственности
«Никто не вправе навязывать вам чувство вины, тем более — ваши коллеги, — говорит коуч Пьер Блан-Санун. — Вам не стоит оправдываться или пытаться уйти незаметно. Помните: вы не маленький ребенок, который старается улизнуть при любом удобном случае.
Ваше пребывание на работе определяется трудовым кодексом, вашими обязанностями, а также вашей собственной самооценкой. И последнее особенно важно — если у вас есть четкое понимание того, что вы делаете и какой результат это приносит, вам не составит труда дать ответ на любые подозрения или упреки».
Определить границы
«Например, вы можете объяснить начальнику, что, постоянно задерживаясь позже 20 часов, вы не успеваете восстановиться и хуже справляетесь со своими обязанностями», — советует Филипп Родэ.
«Избежать „вынужденного“ презентеизма помогают вопросы о корпоративной культуре, которые необходимо задать еще на этапе собеседования, — предлагает Ксения Евтюхина. — Если создается впечатление, что работодатель склонен оценивать скорее процесс, нежели результат, это явный признак распространенности подобного явления в компании».
Заняться самоорганизацией
«Отсутствие баланса между работой и личной жизнью ведет к общей неудовлетворенности жизнью, возникновению депрессий и тревожности, — комментирует Ксения Евтюхина. — В конце концов, это невыгодно и самому работодателю, ведь это отразиться на показателях. Для полноценной жизни важно уделять время хобби, друзьям, спорту. Для этого необходимо учиться управлять своим временем, не брать дополнительную нагрузку, грамотно распределять задачи.
В свою очередь, руководство должно создавать такой климат, при котором презентеизм не считается нормой. Если кто-то из сотрудников подвержен презентеизму, возможно, стоит обсудить это с ним, разобраться в причинах, подумать о таких формах поддержки, как коучинг или менторинг».