«Постоянно всем угождаю»: 10 советов тем, кто не умеет отказывать, — для дома и работы
Кадр из фильма «Всегда говори „да“» (2008 год)
Фото
«Кинопоиск»

Что это такое

Распространенность

Неумение отказывать и стремление угодить — распространенная проблема, затрагивающая самых разных людей — детей и взрослых, подростков и родителей. «Мы часто говорим „да“, когда хотели бы сказать „нет“», — утверждала психолог Харриет Брейкер в книге «Болезнь безотказности», сравнивая навязчивую потребность постоянно добиваться одобрения окружающих с настоящей зависимостью.

По статистике, этой проблеме больше подвержены женщины. Исследование 2010 года показало, что 54% женщин сталкиваются с психологическими проблемами из-за стремления угодить окружающим даже в ущерб себе, в то время как среди мужчин таких было лишь 40%.

Причина

Склонность угождать часто начинается еще в детстве, когда мы не разрешаем себе ставить собственные потребности на первое место. Мы считаем других выше себя, и поэтому наша самооценка начинает зависеть в первую очередь от внешних факторов (таких, как мнение других людей), но так как они непостоянны и переменчивы, мы снова и снова нуждаемся в подтверждении нашей ценности.

Что делать

Вот несколько советов, которые помогут вам научиться говорить «нет» и отстаивать собственные потребности.

Дома

Научившись отстаивать собственные интересы в семье, вы сможете улучшить отношения с близкими, избавившись от обид и чувства неблагодарности.

  1. Не давайте советов, не предлагайте решений, если вас прямо об этом не просят. Часто мы это делаем, чтобы почувствовать себя важными, нужными и незаменимыми. Но если к нашим советам не прислушиваются, может возникнуть недовольство и обиды.

  2. Тренируйтесь не говорить «да», когда на самом деле хотите сказать «нет». Часто мы обещаем сделать то, чего не хотим, а потом нарушаем слово или тянем время. Это подрывает наше самоуважение, создает стресс и напряжение в отношениях с близкими.

  3. Старайтесь не следить за малейшими изменениями в мимике и интонации собеседника. Не спешите с выводами. Даже если собеседник чем-то недоволен, вполне возможно, что это никак не связано с вами. Будьте терпеливы и не стремитесь немедленно проверять, все ли в порядке.

  4. Снимите с себя ответственность за настроение близких. Если мы убеждены, что их психологическое состояние зависит от нас, это мешает нам самим полноценно радоваться жизни. Важно научиться самостоятельно контролировать эмоции и отвечать за душевное благополучие и поощрять к тому же близких.

  5. Если вы чувствуете обиду и думаете, что близкие пользуются вашей добротой, не проявляя должной благодарности, разрешите себе прямо сказать об этом. При этом постарайтесь избегать обвинений в их адрес («Ты меня не ценишь!»), а говорить исключительно о себе («Мне обидно…», «Мне тяжело…»). Тем самым вы принимаете на себя ответственность за собственные чувства, не пытаясь перекладывать ее на других.

На работе

От способности отстаивать свои интересы во многом зависит профессиональная репутация и карьерные перспективы, не говоря уже об уважении со стороны коллег и начальства.

  1. Будьте честны с собой и не пытайтесь приписывать себе несуществующие достоинства в общении с клиентами или начальниками. Верьте в себя и в свою ценность. Излишняя угодливость и услужливость с начальством может сыграть злую шутку — к вам будут относиться без должного уважения, и ваша самооценка также может пострадать.

  2. Извиняйтесь, только когда вы действительно допустили ошибку. Вы не сможете всегда всем угодить — не стоит даже пытаться. Все мы — люди, и все время от времени допускаем оплошности. Извлекая из них уроки, мы растем и развиваемся — как в личном, так и в профессиональном плане. Не ругайте себя слишком сильно за допущенные огрехи.

  3. Не пытайтесь брать на себя ответственность за ошибки коллег, но старайтесь также извлекать из них важные уроки для себя.

  4. Не стремитесь предугадать потребности коллег или начальства или помогать им в работе, если не просят. Вам может казаться, что, помогая по собственной инициативе, вы демонстрируете положительные качества, но если ваши усилия не оценят по достоинству, может возникнуть серьезная обида.

  5. Не будьте тем сотрудником, который отчаянно пытается понравиться всем в офисе — например, регулярно принося коллегам какие-то сувениры или сладости без всякого повода. Позволяйте и другим делать что-то для вас.

Что в итоге

Помните: здоровая самооценка базируется на убеждении, что другие люди ценят вас за личные качества, а не за ту пользу, которую вы можете принести.