Речь идет о так называемой «темной триаде» связанных между собой негативных личностных качеств: в нее включают нарциссизм, психопатию и макиавеллизм. Для всех этих черт характерны эгоцентризм и сниженная способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, состраданию), но есть и различия.
Так, нарциссы демонстрируют раздутое самомнение, непомерную жажду восхищения, уверенность в собственной исключительности и превосходстве над другими людьми. Для людей с психопатическими чертами характерны импульсивность, бессердечность, бессовестность, склонность к асоциальному поведению. Макиавеллизм подразумевает цинизм, лживость, склонность манипулировать окружающими и эксплуатировать их в собственных интересах.
Психологи из Йоркского университета Святого Джона (Великобритания), статья которых
В исследовании приняли участие свыше 340 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 54 лет
Сначала все участники прошли психологическое тестирование — с его помощью выяснилось, в какой мере в их характере представлены черты нарциссизма, психопатии и макиавеллизма. Для этого участникам нужно было оценить, насколько они согласны с некоторыми утверждениями, например:
«Я скажу что угодно, лишь бы получить то, что хочу» (психопатия)
«Люди воспринимают меня как прирожденного лидера» (нарциссизм)
«Я люблю, чтобы все было по-моему, и добиваюсь этого с помощью хитрых манипуляций» (макиавеллизм)
Затем участники должны были оценить, насколько они согласны или не согласны с другими утверждениями:
«У женщин есть право работать наравне с мужчинами в любой сфере деятельности»
«Женщина, которая отказывается рожать детей, не выполняет свой долг перед мужем»
«Женщинам нельзя доверять ответственные политические посты».
Анализ ответов показал — чем сильнее проявляются в личности человека черты одной, двух или всех трех составляющих «темной триады», тем выше шансы, что он является женоненавистником и ни во что не ставит права женщин. Причем особенно сильно эта взаимосвязь проявляется у мужчин.
Что касается женщин с выраженными «темными» качествами в характере, то в основе их негативного отношения к женским правам лежит внутриполовая конкуренция — собственные интересы для них важнее солидарности с другими женщинами, объясняют исследователи.