Днем 7 февраля 2023 года ТАСС сообщило о поножовщине в подмосковных Химках: ученица 5-го класса подкараулила одноклассницу с кухонным ножом в туалете и нанесла ей около 100 ранений в области головы и груди. Жертву госпитализировали в больницу в тяжелом состоянии.
Telegram-канал Baza пишет, что нож девочка принесла из дома в пенале вместе с ручками и карандашами. Telegram-канал Mash добавляет, что тем же утром она писала подруге, что собирается убить ненавистную ей одноклассницу и сесть в колонию. Та решила, что она шутит. После кровавой резни в туалете пятиклассница зашла в учебную аудиторию, якобы заявив «Я ее убила».
Telegram-каналы сообщают, что у жертвы более 20 порезов на лице, 30 глубоких ран по всему телу. Подмосковный детский омбудсмен Ксения Мишонова уточнила, что на теле пострадавшей школьницы порядка 100 колото-резаных ран, девочка потеряла много крови. Ее отвезли в Химкинскую областную больницу, затем на вертолете транспортировали в специализированную детскую клинику.
Сегодня днем стало известно, что пострадавшая пришла в себя — врачи и санавиация сработали оперативно, девочке успели оказать необходимую помощь. Она начала самостоятельно дышать и ее отключили от аппарата искусственной вентиляции легких. Несмотря на большое количество ран, внутренние органы не задеты. Ребенок потерял много крови, но прогнозы выздоровления оптимистичные.
Что не поделили
Из-за чего произошел в конфликт, пока достоверно не ясно. Telegram-канал «112» опубликовал информацию о том, что девочки ссорились несколько лет. Telegram-канал «База» пишет, что раньше девочки дружили, но потом что-то пошло не так, и одна из них решила отомстить другой. Однако по данным «Базы», семьи обеих утверждали, что ни о каком конфликте не слышали.
В СМИ также выдвигают иные версии: мальчик, который нравился обеим и даже компьютерная игра Genshin Impact.
Родственники нападавшей описывают ее как спокойную девочку с хорошими оценками и тягой к спорту. Одноклассники, по данным Telegram-канала Mash, характеризуют ее как замкнутую.
Какое последует наказание
Следственный комитет по региону возбудил два уголовных дела — по факту покушения на убийство малолетней (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ) и по факту халатности должностных лиц школы (ст. 293 УК РФ).
«Подмосковье сегодня» пишет, что информацию об инциденте передали органам опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних, и региональном омбудсмену по делам детей. В Химках провели совещание с руководителями школ и усилили меры безопасности.
Расследование дела ведется, на месте поножовщины работают следователи и криминалисты, свидетелей допрашивают.
«Определенно, тревожным сигналом может быть замкнутость, особенно внезапная»
Комментарий семейного психолога Юлии Носовой
«Давайте не забывать, что сама по себе агрессия естественна для человека. Чувство злости дает нам сигнал, что что-то или кто-то нарушает наши границы и делает что-то не так для нас. Но если взрослый уже обладает достаточным количеством механизмов для цивилизованных реакций, то у ребенка, а, тем более, подростка в пред- или уже в полном пубертате с этим гораздо сложнее.
Заставить внешне спокойного ребенка напасть на другого может, например, запрет на выражение агрессии, идущий из семьи. Чувства можно запрещать, но они от этого никуда не денутся. Рано или поздно пружина распрямится или сломается.
Дети и подростки зачастую не в состоянии оценить настоящие последствия своих действий — этот фактор тоже не стоит сбрасывать со счетов
По реакции девочки после происшествия, когда она вошла в класс и объявила всем о своих действиях, я рискну предположить, что это была попытка привлечь к себе внимание. Да, она трагична и имеет ужасные последствия, но тем не менее, это еще одна из причин, почему такое происходит в школах.
Можно вспомнить, что в детстве ребенок, которому мало уделяют внимания, начинает здорово хулиганить — и получает реакцию от родителей. Пусть его ругают, наказывают, ведут серьезные разговоры — он и добивается главного: внимания.
Безусловно, подобные действия могут говорит и о каких-то серьезных отклонениях, но, увы, не так часто, как это на самом деле происходит.
Считаю ли я, что игры могут повлиять на ребенка и стать причиной такого поведения? В крайне редких случаях. Скорее, они помогают сбросить стресс и получить разрядку. Но очень важно, чтобы у ребенка была насыщенная жизнь и здоровая окружающая среда. Чтобы были и правильные модели поведения перед глазами, и увлечения, и друзья, тогда ценность игры будет ниже. Словом, во всем нужен грамотный баланс. Как запрет, так и гиперувлечения не идут на пользу.
Есть довольно важный пункт: у подростков существуют свои ценности
Они часто кажутся неразумными, нерациональными, детскими, не заслуживающими внимания. Но порой именно выкинутая коробка с маркерами провоцирует подростка выйти в окно — он уже получит сигнал, что мир его не принимает. Так же и с любыми моментами, в которые тинейджер вкладывает свою душу, даже если это какая-то виртуальная ценность.
Предугадать такое крайне сложно, обычно никто не загадывает, что такое может произойти рядом с ним. Но я бы точно обращала внимание на ситуации буллинга, нередко именно его жертвы рано или поздно «взрываются» таким образом.
Определенно, сигналом может быть замкнутость, особенно внезапная — она всегда говорит, что с ребенком что-то происходит и, вероятно, ему требуется очень аккуратная и бережная поддержка.
Получать какие-то маркеры о состоянии детей в школах и проводить профилактику можно и нужно, но для этого в каждом здании должен быть психолог и, желательно, не один, чтобы была возможность отслеживать состояние ребят в динамике и вовремя реагировать, когда кому-то потребуется помощь.
И, конечно, важно, чтобы в семье заложили идею: злиться можно, даже на родителей, это нормально, об этом можно говорить и договариваться с другими. А вот трогать другого человека нельзя».
Работает с детьми с особенностями развития и их семьями, помогает женщинам, которые испытывают трудности в отношениях
по материалам ТАСС, «База», «Подмосковье сегодня»