Понимающий человек: 5 навыков хорошего слушателя | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Общение — самый важный вид взаимодействия между людьми. Ведь только через коммуникацию мы можем вот так просто, без каких-либо усилий и препятствий, поделиться с окружающими своими мыслями, переживаниями и чувствами. Мы все живем в обществе. Все друг от друга так или иначе зависим. Поэтому нам действительно очень важно регулярно передавать какую-либо даже самую незначительную информацию близкому окружению. Эта потребность заложена в нас самой природой.

Почему говорить — не значит слушать

Нам всем без исключения нравится долго о чем-то говорить. Мы любим делиться друг с другом последними новостями. И конечно, непременно хотим быть услышанными. Однако нередко в своем стремлении высказаться мы становимся довольно агрессивными и несносными людьми.

Часто забываем слушать другого человека и вообще, по итогу, не помним, что он пытался до нас донести

Бывает, например, встретишься с подружкой, обсудишь какую-то новую интересную информацию, выскажешь свое мнение. А потом, когда приходит ваша очередь слушать ее, вы вдруг на что-то отвлекаетесь и уже через короткое мгновение не можете уловить суть монолога подруги.

Почему так происходит? Почему вы улетаете в облака всякий раз, когда лучшая подруга рассказывает о важных для нее вещах? Неужели вы неспособны ее услышать? На самом деле все не так критично, как может показаться на первый взгляд. Да, мы порой не слышим, что пытается донести до нас наш собеседник, но делаем это вовсе не из-за того, что не хотим слышать. А просто потому, что мы не умеем правильно это делать.

Тест
Хороший ли вы слушатель?
1/25
Я продолжаю слушать собеседника, даже если его рассказ не очень интересен.
Редко/Иногда
Часто
Всегда

Как стать хорошим слушателем

Однако, к счастью, правильному слушанию можно научиться в любом возрасте. Для этого необходимо освоить пять простых навыков.

1. Проявление искреннего интереса к собеседнику

Самый первый навык, который непременно нужно развить хорошему слушателю, — это чувство искреннего интереса к другому человеку. Важно увлечься не только тем, что говорит ваш собеседник, но и вообще тем, какой он, что из себя представляет. Когда нам интересен сам человек, мы невольно желаем узнать, что он хочет донести до нас в ту или иную минуту.

Начинаем задавать оппоненту уточняющие вопросы, стараемся узнать, понять его как можно лучше

Если же вам кажется, что собеседник не сильно интересен, то попробуйте за ним немного понаблюдать и поискать черты, качества, увлечения, которые вас привлекают в людях. Присмотритесь к манере речи, поведению, внешнему виду и так далее. Да, люди бывают разные. Но в каждом можно найти что-то хорошее. Главное — приглядеться.

2. Вопрошание

Второй метанавык, который поможет научиться правильно слушать собеседника, — это вопрошание. Основой этого пункта, как вы уже, наверное, догадались, как раз и является интерес. То есть сразу после пробуждения в себе увлеченности к собеседнику начинается развитие навыков постановки качественных вопросов. Один из них — открытое вопрошание. Особенность такого вопроса — то, что человек не может на него ответить однозначно.

Ведь открытое вопрошание приглашает оппонента к подробному описанию и широкому ответу

А если вам необходимо закончить беседу, вы можете применить навык закрытого вопрошания. То есть вопросы, подразумевающие короткий, но предельно понятный ответ. Обязательно потренируйтесь с вопросами, научитесь их грамотно формулировать и умело оперируйте ими в беседе с друзьями, знакомыми и даже близкими людьми.

3. Переспрос

Третий навык, который отличает хорошего слушателя от простых людей, — умение правильно переспрашивать что-либо у партнера. Чтобы этому научиться, нужно запомнить два простых правила.

  • Начинать переспрос всегда нужно со слов «Правильно ли я тебя понял?».

  • После вопроса обязательно коротко пересказать своими словами то, что вы услышали.

Рассказ должен быть небольшим. Он может состоять всего из 2-5 предложений. Но никак не из одного. То есть вариант «Правильно ли я тебя понял? Ты решил уволиться?» будет не совсем корректным. Ведь в переспросе должен быть пересказ. Для чего он нужен? Для того, чтобы нам включиться в беседу, включиться в контакт, в то, что мы начинаем слушать другого человека.

Когда мы должны что-то пересказать, нам некогда летать в облаках, некогда отвлекаться

Поэтому умение правильно уточнять информацию — это отличный способ оставаться в теме разговора и контакте со своим собеседником. Кроме того, когда мы прибегаем к этому методу, дополнительно посылаем положительный сигнал нашему собеседнику. Отвечая на наш вопрос, он поймет, что мы его услышали. Человек увидит, что он важен для нас, что мы его на самом деле слушаем, а не делаем вид.

4. Удержание зрительного контакта

Еще одна способность, без которой никак не обойтись хорошему собеседнику, — умение смотреть в глаза своему партнеру во время беседы. Казалось бы, что может быть еще проще? Просто будь рядом, слушай и смотри на оппонента. Звучит и правда несложно, не так ли? Однако в действительности часто происходит так, что нам становится трудно посмотреть в глаза другому человеку.

В таких случаях мы или просто не можем долго удерживать зрительный контакт, или вовсе боимся поднять свой взгляд на собеседника

Конечно же, эти проблемы берут корни из детства. Помните, когда мы были совсем маленькими, родители сурово говорили нам, — «Не глазей!». Так вот, эта самая фраза, как правило, записывается у нас на подкорке как установка. Из-за нее мы как будто бы отучаемся смотреть на собеседника. И отныне, беседуя с кем-то, отводим взгляд куда-то в сторону. Поэтому, разумеется, если вы обнаружили у себя такую особенность, нужно ее обязательно проработать. Ведь умение держать зрительный контакт действительно может помочь произвести впечатление слушающего, понимающего, внимательного к деталям человека.

5. Кивки и междометия

Понимающего слушателя нельзя представить без регулярных одобрительных кивков головой и междометий. Малейшие звуки типа «угу» и «ага» являются верными спутниками хорошей беседы. Они служат в разговорах как некие индикаторы вовлеченности. Если человек сидит рядом, слушает, периодически кивает и бросает короткие «ага», приглашая продолжать монолог, значит, он действительно внимателен к рассказу своего собеседника. Если же партнер никак не проявляет своей реакции по ходу развития истории, это хороший повод задуматься о его внимательности и направленности фокуса. Скорее всего, в этом случае человек не вникал в тему повествования и погрузился в себя.

Что вы получите, освоив эти навыки

Если вы хотите стать хорошим умелым собеседником, обязательно освойте эти пять достаточно несложных навыков слушателя. Благодаря им вы научитесь ценить ту информацию, которую передают другие люди. Беседы и разговоры приобретут новые краски. Вы будете находиться в более живом контакте со своим окружением. И это принесет радость, удовольствие и удовлетворение от разговора с другим человеком.

Елена Масолова

Психолог, гештальт-терапевт

Телеграмм-канал