Что известно о нападении в Челябинске
По данным журналистов, нападение произошло утром 16 сентября в челябинской коррекционной школе №68. Несмотря на установленные на входе металлодетекторы, 13-летний Роман сумел пронести молоток в рюкзаке: придя на первый урок, он достал его и начал избивать окружающих. Среди пострадавших — одноклассники и преподаватель химии и биологии. Одна из школьниц госпитализирована и находится в тяжелом состоянии.
Позднее СМИ сообщили, что у Романа также были найдены пневматический пистолет и нож — воспользоваться ими он не успел. Его обезвредила учительница, а прибывшая на место полиция задержала подростка — к тому моменту он уже успел убежать в туалет, где попытался покончить с собой.
Сообщается, что до нападения на одноклассников Роман стоял на учете в психиатрической клинике. Сами дети описывают мальчика как замкнутого одиночку без друзей: в школу его обычно сопровождали мать или отец «из-за его неустойчивого состояния».
Что подросток опубликовал в соцсетях перед нападением
Медиа также обратили внимание на то, что перед нападением Роман опубликовал на своей странице в соцсетях пост о «свободе слова в России», «нацистах» и «антифашистах» — бессвязный текст, в котором упоминаются президенты России и даже гитлеровская Германия. «В школах внушают, что хорошо, а что — плохо, но на самом деле нету хорошего и плохого. И ада нету…» — говорилось в посте Романа.
Также мальчик упомянул некоего «Антона М» — как
Почему дети подвергаются пропаганде насилия и ненависти
Семейный психолог, специалист платформы Alter
Как насилие появляется в жизни ребенка
Основными задачами любого ребенка являются рост, развитие и адаптация к той окружающей среде, где он оказывается после рождения. Есть популярное сравнение: детская психика — как губка, которая впитывает все, что есть вокруг. И это справедливая метафора: чем младше ребенок, тем быстрее он усваивает те правила, убеждения и способы поведения, которые его окружают.
И хотя в норме большинство родителей стараются прививать детям доброе отношение к окружающим, мотивируют их соблюдать правила, позволяющие жить вместе в безопасности, далеко не всегда в общении с детьми мы сами следуем этим правилам.
Часто в семье и в школе детей окружают насильственные способы воспитания и взаимодействия
Например, многие родители не считают зазорным дать ребенку подзатыльник или обозвать его. В школе такое поведение педагогов и одноклассников, к сожалению, тоже не редкость, особенно там, где учатся дети со сложным поведением и особенностями развития. Таким образом насилие становится привычным фоном жизни ребенка.
Почему дети подвержены влиянию идей насилия
Когда ребенок превращается в подростка, то, независимо от его интеллектуального развития у него появляется потребность размышлять о том, как устроен мир, о своем месте в этой жизни.
Детям с трудностями мышления, имеющим задержку развития, сложнее критично отнестись к словам друзей или сообщениям в социальных сетях. И если со всех сторон ребенку поступают сигналы о том, что жестокость — это норма: отец бьет за двойки, автор канала в Telegram предлагает бить всех, кто тебя раздражает, — то такой подросток может считать призывы к насилию совершенно правильными. И начинает поступать в соответствии с ними.
При этом если психически сохранный подросток еще может заметить и понять, кого и в каких случаях бить недопустимо, то ребенок с отставанием в развитии таких тонкостей с большой вероятностью не почувствует: раз его бить можно, значит, можно и девочку, и учителя.
Дополнительным и немаловажным фактором становится то, что физическое насилие часто героизируется, представляется как хороший, «мужской» способ разрешения конфликтов
Многие родители считают необходимым научить ребенка «давать сдачи», то есть драться вместо того, чтобы найти другой способ общения. Более того, порой попытки договориться вместо насильственных действий рассматриваются как проявление слабости.
Такие посылы транслируются и в кино, где герои часто не рассуждают, а сразу бьют. Поэтому нет удивительного в том, что многие дети считают насилие, скорее, нормой и даже некоторой доблестью, которая свойственна смелым, мужественным людям.
Так что дело не только в существовании контента, каналов и групп в социальных сетях, которые активно распространяют идеи насилия, но и в том, что они бы с меньшей вероятностью достигали своих целей, если бы семена не попадали на удобренную почву.