«Пал Палыч, н***й неси пилу!»
Видео зверского насилия над собакой
Другой же участник ролика просит своего знакомого, называя его Ваней, отпустить животное и не причинять ему больше страданий. К его словам никто не прислушивается: сначала мальчик, продолжая сидеть на сарае, начинает дергать за верёвку, раскачивая собаку, а затем другой подросток берет в руки топор и начинает рубить ее. «Отпусти ее, пока она живая», — продолжает просить мальчик, но все его игнорируют и продолжают смеяться, убивая животное.
Видеоролик длится чуть меньше двух минут. В конце на видео появляется девочка — она стояла в нескольких метров от живодеров и, вероятно, случайно стала свидетелем происходящего. «Осторожно, новости» отмечают, что она «пришла на громкие крики и расплакалась». Также журналисты выяснили, что снявшим видеоролик — около 14 лет, а один из них учится в техникуме в Тулуне. Региональная полиция, как отмечает СМИ, пообещала провести проверку и наказать виновных.
Почему дети издеваются над животными
Детский и семейный психолог
Насилие детей над животными — это одна из самых тревожных форм жестокого обращения, которую мы можем наблюдать. Этот феномен вызывает массу вопросов, главный из которых — как ребенок, наделенный природной добротой и любопытством, может проявлять такую безжалостность по отношению к беззащитным существам?
Причины этого поведения могут быть разнообразны и часто скрываются за сложными психологическими механизмами. Важно не только понимать их, но и вовремя принимать меры, чтобы подобные поступки не закрепились в характере ребенка.
Насилие в семье
Очень часто жестокость ребенка к животным является отражением того, что он сам испытывает. Если в его окружении присутствует насилие — будь то физическое или эмоциональное, — ребенок может воспринимать это как норму.
Влияние физического насилия
Представьте себе ситуацию: маленький мальчик каждый день наблюдает, как его отец в порыве ярости бьет мать. Для него это становится способом разрядки агрессии. Но мальчик слишком мал и слаб, чтобы выразить свои чувства к человеку, и поэтому он выбирает существо, которое беззащитно и не сможет дать отпор — животное. Насилие для таких детей становится неосознанной попыткой контролировать мир, в котором они чувствуют себя бессильными.
Влияние психологического насилия
Другой пример может касаться эмоционального абьюза. Девочка растет в семье, где отец систематически унижает ее, заставляя чувствовать себя ничтожной. Он часто говорит, что она «ничего не стоит», «никогда ничего не добьется», и что «ее мнение никому не интересно».
В этом случае ребенок может быть настолько эмоционально подавлен, что начинает мстить за свою боль, причиняя страдания тому, кто еще слабее — домашнему питомцу. Когда девочка швыряет кошку или пинает собаку, она бессознательно выражает свою собственную фрустрацию и чувство несправедливости. Такие примеры показывают, что дети, растущие в атмосфере насилия, могут перенимать эти разрушительные модели поведения и направлять их на более уязвимых существ, что для них становится способом проявления внутренней боли и негодования.
Недостаток эмпатии и понимания последствий
Некоторые дети просто не осознают, что животные способны испытывать боль и страх. В этом случае речь идет о недостатке эмоционального развития и отсутствия примеров правильного поведения. Если в семье или школе никто не объясняет ребенку, что котенок, кричащий от боли, ощущает то же, что и человек, он может воспринимать крики животного как своего рода игру.
Например, ребенок может дергать кошку за хвост, наблюдая за ее реакцией, не осознавая, что причиняет страдания. Порой дети изучают мир через эксперименты, и, если взрослые вовремя не вмешаются, такой эксперимент может стать травматичным для животного. Важно объяснять ребенку, что каждое живое существо чувствует, и что животные так же, как и люди, нуждаются в заботе и защите.
Наличие психологических нарушений
Жестокое обращение с животными может быть связано с различными психологическими нарушениями у детей. Это не просто случайное поведение, а следствие глубинных проблем в эмоциональной сфере. Вот некоторые расстройства, которые могут вызывать такую агрессию:
расстройство поведения (РП) — дети с этим нарушением систематически проявляют агрессию и не испытывают раскаяния за свои поступки. Жестокость к животным для них — способ самоутверждения, так как им сложно понять, что другие существа тоже испытывают боль;
антисоциальное расстройство личности, при котором дети сознательно игнорируют социальные нормы и права других. Жестокость к животным может быть первым признаком будущей агрессии по отношению к людям.
оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) — такие дети часто намеренно нарушают правила и протестуют против авторитетов. Жестокость к животным становится способом показать неповиновение взрослым;
посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — дети, пережившие травму, могут проецировать свою боль на животных, проявляя агрессию как реакцию на внутренний стресс;
аутизм и расстройства аутистического спектра — некоторые дети с аутизмом могут не понимать, что их действия причиняют боль, и не осознают эмоций других существ;
импульсивные расстройства (например, СДВГ) — из-за недостаточного самоконтроля дети с СДВГ могут случайно проявлять жестокость, не задумываясь о последствиях своих действий.
Если ребенок проявляет жестокость к животным, это серьезный сигнал. Важно вовремя обратиться за помощью, чтобы скорректировать поведение и избежать более серьезных проблем в будущем
Влияние окружения и медиа
Нельзя недооценивать и влияние культуры, в которой растет ребенок. Если насилие и агрессия становятся нормой в его окружении или он постоянно сталкивается с жестокими сценами в фильмах и играх, у него может сформироваться извращенное представление о том, что такое добро и зло. В этом случае животные могут стать жертвами агрессии ребенка просто потому, что он копирует поведение, которое видит вокруг.
Буллинг и попытка защиты через насилие
Еще одна серьезная причина, по которой дети могут проявлять жестокость к животным — это опыт травли (буллинга) со стороны сверстников. Дети, подвергающиеся издевательствам в школе или в других социальных группах, часто чувствуют себя униженными и беспомощными. Они не могут защитить себя от агрессии, но вместо того, чтобы обратиться за помощью, они начинают искать способы вернуть себе чувство контроля и доминирования.
Представьте себе ребенка, которого постоянно дразнят в школе, называют обидными прозвищами и издеваются над ним физически. Он боится противостоять обидчикам и не чувствует поддержки ни от сверстников, ни от учителей. В результате, придя домой, этот ребенок может направить свою агрессию и злость на домашнее животное — существо, которое не сможет дать отпор.
Для такого ребенка причинение страданий животному становится способом снять стресс и получить хотя бы иллюзию власти. Особенно это может проявляться в случаях, когда ребенок пытается угодить своим обидчикам. Иногда сверстники могут поощрять жестокость, подстрекая к насилию над животными для того, чтобы ребенок «доказал свою силу» или «заслужил уважение». В попытке избежать дальнейших издевательств и завоевать признание, ребенок идет на этот шаг, даже если внутри чувствует, что поступает неправильно. Буллинг не только калечит детей, делая их более уязвимыми, но и провоцирует их на жестокие поступки, которые они совершают для самоутверждения и защиты от социального давления.
Как предотвратить жестокое обращение с животными
Предотвращение насилия над животными начинается с формирования правильного отношения к ним с самого раннего возраста. Важно не просто запрещать ребенку издеваться над животными, но и развивать в нем сочувствие, умение понимать и уважать чужие чувства. Вот несколько эффективных шагов, которые помогут избежать подобных ситуаций.
1. Раннее обучение эмпатии
Эмпатия — это качество, которое не возникает само собой, его нужно развивать. Родители могут начать с простых объяснений: животное — это не игрушка, оно чувствует боль, страх и радость так же, как и человек. Важно показывать на личном примере, как нужно обращаться с питомцами.
Если ребенок видит, что взрослые бережно относятся к кошке или собаке, заботятся о них, у него формируется правильное восприятие животных как живых существ. Можно рассказать ребенку истории о животных, показывающие их преданность, любовь и страдания. Например, история о собаке Хатико, которая много лет ждала своего хозяина, может пробудить в ребенке сострадание и уважение к животным.
2. Воспитание на своем примере
Родители, значимые взрослые и воспитатели — это главные ролевые модели для детей. Если взрослые демонстрируют уважение к животным, дети, скорее всего, будут повторять это поведение. Важно, чтобы в семье существовали четкие правила, касающиеся отношения к животным. Например, не допускать жестоких шуток, не играть с животными так, чтобы они испытывали страх или боль.
Если ребенок видит, что родители спасают бездомное животное или помогают приюту, он научится ценить жизнь каждого существа. Такие примеры могут оказать более сильное воздействие на формирование характера ребенка, чем любые наставления.
3. Создание условий для ответственного ухода за животными
Если в доме есть питомец, важно приучать ребенка к ответственности за его жизнь и здоровье. Даже маленькие дети могут выполнять простые задачи: кормить кошку, наливать воду собаке, следить за чистотой клетки для хомяка. Это не только научит ребенка заботиться о живом существе, но и разовьет в нем чувство ответственности.
4. Обращение к специалистам при необходимости
Если родители заметили, что ребенок проявляет жестокость по отношению к животным, важно не игнорировать это поведение. Обращение к детскому психологу или зоопсихологу поможет разобраться в причинах агрессии и предотвратить дальнейшее развитие проблем. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов на исправление поведения.
5. Общественное обсуждение
Нельзя закрывать глаза на случаи жестокого обращения детей с животными, даже если они кажутся незначительными. Общественное осуждение такого поведения и воспитание уважения к жизни во всех формах — это шаг к созданию более доброго и справедливого общества. Воспитание ребенка — это не только обучение навыкам и правилам, но и формирование его характера, мировоззрения и способности к состраданию. Бережное отношение к животным — это первый шаг на пути к доброте и ответственности. И именно от нас, взрослых, зависит, какими людьми станут наши дети.