В апреле этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала неутешительные данные: около 17,5% взрослого населения страдает бесплодием, а это — каждый шестой человек на нашей планете. Про бесплодие речь идет тогда, когда беременность не наступает в течение 12 месяцев регулярной незащищенной половой жизни. Причин для этого достаточно много, и, что важно помнить, касаться они могут как женщин, так и мужчин. Поэтому «спасение утопающего» — это коллективный подход, которым «дирижирует» зачастую такой врач, как репродуктолог.
Репродуктология уже давно отдельная, можно сказать, «космическая» ветвь медицины, в рамках которой порой творятся поистине чудеса. Первые попытки оплодотворить яйцеклетку вне тела женщины начались еще в 1944 году. А спустя 33 года в результате успешного протокола экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) на свет появился первый ребенок — Луиза Браун, которая сегодня является мамой здоровых детей, зачатых естественным путем. Большую роль в этом деле сыграл и продолжает играть овариальный резерв.
Овариальный резерв (ОР) — это тот «запас» яйцеклеток в яичниках, которые могут быть оплодотворены в будущем. У каждой женщины этот драгоценный запас свой, во многом генетически ассоциированный. Начиная с первой менструации и вплоть до факта менопаузы, яйцеклетки «расходуются» и ОР снижается, причем после 35 лет — более значимо. Остановить этот процесс, увы, нельзя: никакие гормональные схемы или оральные контрацептивы, как ранее было принято думать, в этом не помогут. Однако можно оценить ОР. Как говорится, «praemonitus, praemunitus» — «предупрежден, вооружен».
Как и когда проверять овариальный резерв
Самый простой метод — анализ крови на антимюллеров гормон (АМГ). Немецкий ученый Иоганн Мюллер в 19 веке выделил в структуре эмбриона парный канал — «трубки», названный в честь него мюллеровым протоком, из которого формируются женские половые органы и часть мужских. У эмбрионов мужского пола мюллеров проток угнетается под действием определенного вещества, которое и было названо ингибирующим веществом Мюллера или антимюллеровым гормоном. Впервые его описал в 20 веке французский эндокринолог Альфред Йост, известный своими работами по дифференцировке пола.
АМГ, или антимюллеров гормон, продуцируется клетками фолликулов в яичниках, поэтому между числом фолликулов и уровнем АМГ в крови есть прямая связь. Результаты ультразвукового исследования и подсчета фолликулов в яичниках прямо коррелируют с уровнем гормона. Отсюда «три кита», на которых базируется заключение врача относительно состояния ОР:
уровень АМГ
уровень фолликулостимулирующего гормона (ФСГ),
число фолликулов по данным УЗИ.
Синтез АМГ начинается еще в период внутриутробного развития, далее постепенно возрастает к периоду полового созревания и снижается к моменту менопаузы.
Возрастных «порогов» начала оценки уровня АМГ нет, поэтому здесь следует руководствоваться правилом «чем раньше, тем лучше». Периодичность также не определена официально, поэтому достаточно проверять этот показатель один раз в год. Когда именно? Уровень АМГ не зависит от фазы менструального цикла, но имеются данные об индивидуальных колебаниях в течение цикла — оптимальнее всего сдавать кровь на 2-3 день менструации.
О чем говорит уровень АМГ
«Демаркационная» линия составляет 1,2 нг/мл. При этом повлиять на уровень АМГ, к сожалению, невозможно — количество яйцеклеток закладывается с рождением, а процесс их расходования безостановочен и бесконтролен.
Повышенный уровень АМГ может быть одним из маркеров такого заболевания, как синдром поликистозных яичников, а уровень, отражающий низкий запас яйцеклеток, — следствием операций на яичниках или ряда других воздействий (к примеру, лучевой и химиотерапии онкологических заболеваний). Такое состояние специалисты называют «преждевременная недостаточность яичников».
Если анализы показывают ниже 1,2 нг/мл, то шансы для стандартной программы ЭКО по каналу ОМС стремятся к нулю. Это не значит, что беременность точно не наступит без вмешательства врача — каждая история уникальна, у всех по-разному. Но это повод прийти на прием к репродуктологу и обсудить возможные варианты.
Зачем нужно знать уровень АМГ
Сегодня в мире возраст наступления первой беременности стремится к 40 годам: во многом это связано с активным ритмом жизни, многозадачностью и самореализацией. Поэтому многие женщины выбирают такую опцию как «банкинг ооцитов» или «заморозка яйцеклеток».
К сожалению, большинство из нас живет не в городах-курортах, и окружающая среда, образ питания и хронические заболевания влияют на организм, и соответственно, на качество яйцеклеток, равно как и на их количество, не лучшим образом. Поэтому в идеале надо делать «вклад в банк» до 35 лет, пока яичники еще условно «молодые».
И уровень АМГ — некий залог спокойствия, который позволяет контролировать репродуктивные планы, подсказывая, сколько времени есть в запасе
Моя знакомая довольно юного возраста как-то упомянула в разговоре, что сдавала по рекомендации врача кровь на АМГ, но не помнит результат и не сильно концентрировалась на цифрах. Мы «подняли» бумаги, пересдали кровь и получили неутешительный показатель — первой цифрой перед запятой был 0. Данные УЗИ подтвердили сниженный ОР, что привело нас к разговору о «банкинге» оставшихся ооцитов для понимания дальнейших репродуктивных планов.
Примечательно следующее: как только ситуация была «взята на карандаш», девушка встретила замечательного партнера, который тоже был заинтересован в беременности и детях. Дальше были своевременная консультация репродуктолога, период на «свободное плавание» (в зависимости от ситуации специалист определит, готов ли он отпустить пару и на какой срок для самостоятельных попыток, или ждать не стоит) и как итог – плановая подготовка к ЭКО.
Поэтому нужно обязательно оценивать свой овариальный резерв и не бояться проконсультироваться по результатам со специалистом.
Кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог, лингвист, ведущая подкаста «Клетка тела»
Телеграм-канал