Зачем нужна школа
Таня Соловьева пошла в школу в возрасте семи лет. Ее мама, Наталья, была убеждена — несмотря на диагноз «спина бифида» и многочисленные операции на ступнях и позвоночнике, ее дочь должна учиться вместе с другими детьми.
Как педагог-психолог, Наталья знала, что домашнее обучение может привести к социальной изоляции и отсутствию коммуникативных навыков у ребенка. Она наблюдала детей на домашнем обучении и видела, сколько всего они не получают: опыт взаимодействия, различные активности, возможность проявить себя, борьба с неудачами и ошибками.
«Основной минус обучения дома — невозможность полноценной социализации ребенка, — считает Антон Анпилов, практикующий психолог, ведущий специалист фонда „Спина бифида“. — Социализация дает возможность общаться. Человек с неразвитыми коммуникативными навыками плохо ориентируется в отношениях и чувствах, неправильно толкует поведение других людей или просто игнорирует вербальные и невербальные знаки от собеседников. Низкий уровень социализации в детстве приведет к изолированности уже во взрослой жизни, что губительно сказывается на психике человека».
Важно понимать, что школа нужна ребенку не для получения хорошего образования. Школа прежде всего учит умению учиться: стратегиям обучения, тайм-менеджменту, принятию ошибок, сосредоточенности. Учеба — это опыт преодоления препятствий, а не получение новых знаний. И именно благодаря этому дети становятся более самостоятельными.
Таким образом, школа формирует будущее детей. В школе они приобретают опыт общения, планируют свою работу, учатся грамотно распоряжаться ресурсами, налаживают отношения, а самое главное — становятся уверенными в себе.
Дома — лучше?
Таня знает на собственном опыте, какие минусы бывают у обучения дома. После операций Таня не могла стоять и сидеть, только лежать, и ей приходилось оставаться дома. Так, например, пойти в первый класс девочка смогла не сразу. В августе того года у нее распухла стопа — очередной рецидив, опухоль пяточной кости. Лечение и восстановление растянулось на весь учебный год.
Таню даже не хотели отпускать на школьную линейку 1 сентября, но Наталье удалось уговорить врача. После линейки Таня сразу вернулась в палату. Потом ее перевели в другую больницу, затем в третью. В октябре Таня проходила обследование в Москве, а в ноябре ее прооперировали и наложили на ногу гипс на полгода. Все это время она была на домашнем обучении. Только зимой девочка могла присутствовать на уроках в классе, когда мама по снегу отвозила ее на санках в школу.
Домашнее обучение проходит во второй половине дня, и педагоги к тому времени приходят уставшие после уроков. А бывает, что учитель не приходит вообще — из-за педагогических советов и других мероприятий.
Все это сказывалось и на качестве Таниного образования. Когда девочка училась в начальной школе, было проще, потому что ее посещал один учитель и вел все учебные предметы. Во время обучения Тани в старших классах ситуация ухудшилась. Домой приходили только учитель русского языка и литературы, а также учитель математики. Остальные педагоги старались отделаться 15-минутными «уроками» в Skype.
Все это заставляло Таню желать вернуться в школу при первой же возможности. Она скучала по учителям, по своей классной руководительнице, по одноклассникам. Но больше всего она скучала по возможности общаться со сверстниками, принимать участие во внеклассной активности, быть частью коллектива.
Подготовка к школе
В дошкольном возрасте Тане диагностировали задержку речевого развития. После посещения ряда специалистов Наталье сказали, что Таня не сможет учиться в обычной школе. Но женщина решила дать дочке максимум возможностей для развития.
В те годы в свободном доступе еще не было развивающих игр и материалов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителей. Поэтому Наталья, будучи педагогом-психологом, сама изобретала методики подготовки к школе для Тани. Еще она водила дочку в группу раннего развития при центре дополнительного образования. В детский сад Таню не брали из-за ее заболевания.
По мнению Антона Анпилова, социализация должна начинаться как можно раньше: «Пока ребенок маленький, у него формируется картина мира. Нужно „тренироваться на кошках“, а именно посещать детские площадки и детские сады, различные кружки и курсы, чтобы к школе ребенок был уже готов. Во время коммуникации с другими детьми ребенок научится видеть свои сильные и слабые стороны, участвовать в различных сценариях взаимодействия людей (игра, дружба, конфликт). Чем больше опыта получит ребенок в дошкольном возрасте, тем проще ему будет адаптироваться к школьной жизни».
Спортсменка, отличница, красавица
Усилия Натальи увенчались успехом. В школе Таня сразу стала отличницей и лучшей ученицей в классе. Однако когда девочка получала пятерки, ее мама всегда сомневалась, думала, учителя «рисуют» оценки, так как жалеют Таню. Но Таня продолжала делать успехи в учебе, и особенно — в изучении языков. Ее любимыми предметами стали русский язык, литература и английский язык.
Помимо учебы, Таня принимала участие во внеклассных мероприятиях — походах, поездках в другие города, в разнообразных конкурсах, в школьных мероприятиях и в КВН. В подростковом возрасте Таня записалась на вокал, а также занялась бадминтоном.
Несмотря на ограничения по здоровью, Таня всегда играла в полную силу и участвовала в соревнованиях по парабадминтону в категории «подвижные». Но однажды из-за загипсованной ноги Танино участие в первенстве России по парабадминтону было под угрозой. Тане пришлось срочно осваивать спортивную коляску. В итоге она приняла участие в чемпионате среди взрослых и даже получила бронзовую медаль в парном разряде категории «колясочники».
Наталья во всем поддерживала дочку и часто говорила ей: «Жить активно — это интересно». Именно Наталья привела Таню в театр, чтобы та приняла участие в одном проекте. Его идея заключалась в том, что на сцене будут выступать дети без ограничений по здоровью и дети с ОВЗ. Тогда Таня не хотела идти, но Наталья настаивала. В итоге девочке настолько понравилось играть в театре, что она начала посещать театральную студию. Игра на сцене стала главной мечтой Тани.
Вместе с Натальей Таня пришла в Всероссийское общество инвалидов. Наталья хотела, чтобы Таня там общалась с другими детьми с ОВЗ, ходила на занятия. Но Таня, окончив курс по видеомонтажу, вскоре стала полноценным членом команды.
Благодаря своим усилиям Таня стала победителем муниципального этапа конкурса «Ученик года-2016», а также победителем первенства и призером чемпионата России по бадминтону среди лиц с ПОДА. Успех дочки подстегнул и Наталью — она заняла первое место в региональном этапе конкурса «Педагог-психолог России — 2016».
«Доступная среда» не всегда доступна
Однако были у Тани и трудности с обучением в школе. Во-первых, до школы не всегда было просто добраться. Во-вторых, Танина школа находилась в старом здании, построенном в 50-х годах, и никакой «доступной среды» там не было. К счастью, Наталья работала там же и могла помогать своей дочери передвигаться по школе. Наталья признается: «Если бы я работала в другом месте, мне пришлось бы уволиться, так как Тане нужна постоянная поддержка».
Хотя прошло уже пять лет после принятия закона о «доступной среде», многие школы до сих пор не приспособлены для учебы детей с инвалидностью. Отсутствие пандусов, подъемников и лифтов, не оборудованные для инвалидов туалеты сильно усложняют процесс обучения детям с ОВЗ и их родителям. Даже наличие тьютора в школах — редкость из-за маленьких зарплат. Ресурсы на создание и поддержание полноценной «доступной среды» есть только у крупных образовательных учреждений из больших городов.
Антон Анпилов: «К сожалению, закон о доступности школ для детей с ОВЗ еще надо корректировать, опираясь на имеющийся опыт. Необходимо делать выводы и проводить работу над ошибками. Данная ситуация для многих родителей безвыходная, им просто некуда деваться — вроде в школу надо ребенка с ОВЗ водить, но „доступной среды“ нет. От этого опускаются руки».
Проблема отсутствия в школах «доступной среды» может решиться за счет активного участия родителей, которые будут предлагать законы и поправки, продвигать их в СМИ, устраивать общественные обсуждения, уверен психолог.
Буллинг
Буллинг в школе — это серьезная проблема, с которой сталкиваются многие дети. Причиной неприязни одноклассников может стать все что угодно — другая национальность, необычное поведение, полнота, заикание… Люди с инвалидностью также часто сталкиваются с буллингом, так как их «непохожесть» на обычных людей сразу бросается в глаза.
Однако Тане повезло. В школе ей было комфортно, учителя относились к ней с пониманием, уважением и любовью. Хотя она нравилась не всем одноклассникам, открытой агрессии и неприязни они не проявляли. Это была заслуга классного руководителя и руководства школы.
«Таню недолюбливали по нескольким причинам, — делится Наталья. — Во-первых, она была отличницей, а дети, как правило, негативно относятся к „ботаникам“. К тому же у нее были особые привилегии. Например, в нашей школе в первый месяц лета дети обязательно должны работать в палисаднике — копать, сажать, поливать, ухаживать. Таню от этого освобождали по состоянию здоровья, и некоторые дети возмущались». Наталья считает, что если бы Таня передвигалась на инвалидной коляске, то дети ее жалели бы и лучше бы к ней относились. Однако Таня передвигалась на костылях, и на ноге был гипс. Внешне она выглядела обычной, поэтому сверстники не понимали, насколько серьезная у нее болезнь. Таня старалась тщательно скрывать свой недуг.
«Если ребенок столкнулся с буллингом, его нужно «вытащить» из этой ситуации, — считает Антон Анпилов. — Не нужно делать из детей солдат, не нужно заставлять их терпеть. Также не надо «тянуть» ребенка в школу против воли. Опыт буллинга не нужен никому, от него нет пользы ни ребенку, ни взрослому.
Когда ребенок становится жертвой травли, прежде всего его родителям не надо игнорировать ситуацию. Нужно незамедлительно отвести ребенка к психологу, а также забрать его из коллектива, где он столкнулся с буллингом. При этом ни в коем случае не нужно проявлять негативных эмоций, кричать, плакать, говорить ребенку: «Ты не справился». Надо обязательно донести до ребенка, что это не его вина».
Мой дом больше не моя крепость
Многие знакомые Натальи пытались отдавать своих детей с ОВЗ в школу. «Их хватило на пару месяцев, ведь ребенка нельзя просто отвести в школу и идти по своим делам — его надо водить по кабинетам, сопровождать в туалет, следить за его состоянием. Неудивительно, что родители предпочитают домашнее обучение. Также многие выбирают домашнее обучение из-за невключения ребенка в учебный процесс: нет доступной среды, оборудованных для инвалидов туалетов. Не каждый родитель может это выдержать».
Еще одной важной причиной, почему родители предпочитают оставлять детей с инвалидностью на домашнем обучении, становится их стремление оградить детей от «жестокой» реальности, от «плохих» людей. «Нельзя уберегать ребенка от реального мира, — утверждает Антон Анпилов. — Он должен сам узнать жизнь и адаптироваться к ней. Мы можем укрепить ребенка, подготовить его — для этого надо называть вещи своими именами, прорабатывать самые худшие сценарии, говорить с ним честно и откровенно.
Не нужно рассказывать ему сказки о его особенностях здоровья, например, говорить мальчику, что только настоящие принцы передвигаются на инвалидных креслах. Ложь рано или поздно откроется, и ребенок перестанет доверять родителям».
Психолог считает, что лучше учить ребенка на позитивных примерах, рассказывать ему об известных людях с инвалидностью, добившихся успеха и признания.
В отношении Тани Наталья всегда старалась придерживаться двух принципов: открытость и тактичность. Наталья говорила с дочкой на сложные темы, и в общении у них сложностей никогда не возникало.
Как практически любой родитель, Наталья столкнулась с переходным возрастом Тани, когда та совершала необдуманные поступки. Наталья считает, что в подобных ситуациях родителям нужно держать эмоции при себе и ничего не делать, не мешать ребенку.
«Когда буря пройдет, гораздо большего можно достичь откровенными разговорами и разборами ситуаций. Но надо говорить не с позиции диктатора, а предлагать помощь, узнать причину, почему ребенок поступает именно так», — уверена она.
Сегодня
Сейчас Таня заканчивает Саратовский государственный университет и получает профессию лингвиста. «Учусь на оценки „хорошо“ и „отлично“, принимаю участие в работе студенческого театра. Также активно занимаюсь в другом любительском театре. Пою, пишу рассказы. На данный момент у меня есть три направления, по которым я могу пойти после выпуска из университета, — работа по специальности, продолжение обучения в магистратуре и поступление на второе высшее в театральный вуз. Я понимаю, что третий путь не так реален, как первые два, но, думаю, стоит попробовать», — рассказывает девушка. Наталья же продолжает развиваться в своей профессии. Они с Таней также продолжают работать в мультипликационной студии, созданной для помощи семьям с детьми-инвалидами.
Как родителю подготовить ребенка с ОВЗ к школе
Фонд «Спина бифида» занимается поддержкой взрослых и детей с врожденной спинномозговой грыжей. Недавно фонд создал первый в России Институт Spina Bifida, в котором обучают онлайн как специалистов, так и родителей с детьми-инвалидами. Для родителей был разработан специальный универсальный курс по психологии, разделенный на несколько блоков.
В курсе поднимаются такие важные темы, как возрастные кризисы, коммуникационные ограничения и пути их преодоления, феномен нежелательного поведения, игры для разных возрастов и потребностей ребенка, личный ресурс родителей, сепарация и симбиоз родителей и ребенка.
Также автор курса, практикующий психолог фонда «Спина бифида» Антон Анпилов дает практические рекомендации, как заниматься с ребенком-инвалидом перед школой, чему уделять больше внимания, как выбрать подходящую школу и преодолевать негативные ситуации, возникающие во время обучения. Проект реализовывается при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь» и технического партнера «Мед.Студио.
Записаться на курс можно на
Текст: Мария Шегай