«Мы отправляем поздравления, чтобы порадовать другого своим вниманием, — начинает автор телеграм‑канала «Цифровой этикет» Ольга Лукинова. — Когда электронная открытка сделана не нами и текст тоже придумал кто-то другой, со стороны это выглядит так, будто мы пожалели времени и внимания на того, кому ее отправили. Даже если потратили на выбор готовой открытки полдня».
Специалист по коммуникациям Оксана Дмитровская добавляет: «Готовые поздравления, заполонившие интернет, — это шаблоны. Они не просто не в моде — напротив, они сильно раздражают, потому что обезличены».
Прежде чем поздравлять человека, стоит задуматься: что ему нужно? Чего он сам хочет?
«Перед тем как написать поздравление, я думаю, какие потребности есть у того, кого хочу поздравить, — продолжает Оксана Дмитровская. — Чего ему не хватает, чего он добивается, о чем мечтает. Почувствуйте адресата, и тогда оригинальные слова обязательно найдутся».
Готовые открытки — всегда ли это плохо?
Трудно представить ситуацию, в которой готовое поздравление может быть лучше самостоятельно составленного.
Тем не менее, по мнению Оксаны Дмитровской, есть категория пользователей, которым такие послания можно простить. Это те, для кого новый язык общения в интернете непривычен. Им кажется, что готовая открытка — это красиво и трогательно.
Кроме того, считает эксперт, такие поздравления можно использовать как основу, вдохновляться ими. Стоит взять поздравление, которое в целом вам подходит, и переписать — удалить все, что режет глаз, не соответствует вашим представлениям о прекрасном, а оставить красочные, сочные пожелания, добавить детали. Много не пишите: пусть поздравление будет коротким, но составленным от души.
«Даже если нет времени и я устала, все равно сочиню для близких и коллег небольшие, но искренние пожелания, — делится автор. — Ведь пока мы набираем текст, мы вкладываем в него свое тепло, свои чувства. Разве можно такое сравнить с копипастом?»
Содержание и форма поздравления также зависят от отношений: дружеские они или деловые, близкие или не очень.
«Неуместно писать начальнику: «Дорогой мой человечек» или «Андрюха, дружбан, с юбилеем! Когда проставляешься?» — так и работы можно лишиться, — поясняет Оксана Дмитровская. — То же самое с подчиненными. Я бы удивилась, если бы получила от шефа поздравление: «Красотка, с новым годом тебя». Стоит соблюдать дистанцию не только в жизни, но и в поздравлениях. Для формальных же поздравлений клиентам вполне допустимо использовать шаблон».
Искра искренности
«Нас еще в школе учат писать сочинения по образцу, вот и кажется, что шаблон надежнее, — говорит Ольга Лукинова. — Но когда дело касается поздравления, образцов не существует. Праздник — отличный повод рассказать о чувствах, поделиться теплом, искренне поблагодарить и похвалить другого. А если вам лень — задумайтесь, правда ли вы хотите поздравить этого человека».
Как поздравлять друг друга — это, конечно, личное дело каждого. Но только нам решать, каким будет онлайн-пространство вокруг нас — безликим или живым. Таким, где меньше лайков и смайликов, но искренности — больше.
«Тем, кто отправляет готовые поздравления, советую хотя бы однажды сочинить свое, — предлагает Ольга Лукинова. — Уверена, что в ответ вам пришлют такие же искренние и теплые слова. Если вы получили сообщение, которое человек сочинял не сам, то не злитесь, а ответьте ему искренним поздравлением, написанным от души, и в следующий раз он, скорее всего, не захочет отправлять вам шаблонные фразы.
Кстати, некоторые отправляют поздравления в формате голосовых сообщений. Они произносят искренние слова с уникальной интонацией, передают эмоции голосом. У получателя есть возможность прослушать поздравление в удобное время, а потом сохранить его. Знаю людей, которые переслушивают поздравления, когда грустят».
Услышать голос, а лучше увидеть того, кто нравится, — вот о чем мечтают многие.
«В этом году на день рождения я получила очень много поздравлений: под одним только постом на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) было больше шестисот комментариев, — делится Оксана Дмитровская. — А вот тех, кто позвонил, было на порядок меньше. И для меня эти звонки были дороже любого текста».
Об экспертах
Ольга Лукинова — автор книги и телеграм‑канала «Цифровой этикет».
Оксана Дмитровская — специалист по коммуникациям, копирайтер, автор и тренер курсов по написанию текстов #Текстопланка.