Нравится нам это или нет, большинство из нас лучше запоминает плохое (неприятный разговор, собственные ляпы, травматичный опыт) и дольше удерживает его в памяти. Кроме того, мы:
- обращаем больше внимания на критику, чем на похвалу или нейтральные высказывания в наш адрес;
- острее реагируем на отрицательные стимулы;
- охотнее читаем плохие новости и комментарии к ним;
- активнее реагируем, когда случается что-то нехорошее;
- нанесенную нам обиду помним ярче, чем благодарность или похвалу.
Это когнитивное искажение сформировалось миллионы лет назад и изначально помогало нам выживать. Сейчас же вероятность столкнуться с диким зверем равна нулю, но мы все равно до сих пор настороже.
Больше плохих новостей — больше кликов
Конечно, все мы хотели бы каждый день узнавать о чем-то хорошем — особенно сейчас, когда все так нестабильно и шатко. Рассматривать фотографии щенков и детей, любоваться кадрами самых красивых уголков мира. Но наш мозг запрограммирован выискивать плохие новости, и СМИ активно этим пользуются, чтобы увеличить трафик. Именно поэтому подавляющее большинство заметок и статей, которые они публикуют, — о чем-то плохом, неприятном, грустном, страшном и шокирующем.
Время от времени предпринимаются попытки создать медиа, которое рассказывало бы исключительно о чем-то хорошем, но, как правило, такие СМИ никто не читает. Один новостной портал публиковал только хорошие новости на протяжении одного дня и потерял две трети своей аудитории!
Эндрю Б. Ньюберг и Марк Р. Уолдман, авторы книги «Слова, способные изменить ваше сознание», уверены, что позитивные и негативные слова по-разному влияют на наш мозг. Слова «любовь» и «мир», например, стимулируют участки мозга, ответственные за мотивацию, тогда как из-за негативных слов повышается уровень гормона стресса.
Чистое любопытство
Большинству из нас свойственно анализировать информацию и выносить суждения. А поскольку мозг, как уже было сказано, по привычке снабжает нас плохими новостями, они находят в нас самый живой отклик. Нам интересно знать, что происходит. Мы любим делать выводы о других. Нам любопытно понять, почему человек поступил так, а не иначе. Все это дает нашему мозгу пищу для размышлений.
Взять все ту же Серсею Ланнистер из «Игры престолов» — что ею двигало? В том ли дело, что она потеряла детей? Любила ли она хоть кого-то, кроме себя, по-настоящему? Мы любим героев, но злодеи привлекают нас своей непредсказуемостью. И да, негативные заголовки работают лучше — маркетологи и новостники знают это наверняка. Аудиторию нужно зацепить, задеть за живое. Но что делать со всей информацией нам, читателям? Помнить об этом и не попадаться на эту удочку. И не впускать в свою жизнь лишний негатив.