Возможно, вы и сами не раз начинали свою просьбу или поручение со слов «мне нужно, чтобы ты», особенно в разговорах с подчиненными. Увы, это не лучший способ делегировать обязанности и вообще взаимодействовать с коллегами. И вот почему.
Это отсекает возможность адекватной обратной связи
По мнению организационного психолога Лауры Галлахер, обращаясь к коллеге или подчиненному со словами «мне нужно, чтобы ты», мы не оставляем в диалоге места для дискуссии. А ведь, возможно, собеседник не согласен с вашим поручением. Возможно, он или она не располагает временем или, напротив, обладает более обширной информацией и знает, как эффективнее решить поставленную задачу. Но мы просто не даем человеку шанса высказаться (хотя, вероятно, делаем это неосознанно).
Вместо «мне нужно, чтобы ты» Галлахер советует обратиться к коллеге со словами: «Я бы хотел, чтобы ты сделал то и это. Что думаешь?» или «Мы столкнулись вот с такой проблемой. У тебя есть варианты того, как ее можно решить?». Это особенно важно в случаях, когда обратная связь от сотрудника влияет на общий результат. Не навязывайте собеседнику свое решение, сначала дайте ему или ей высказаться.
Это не дает коллеге шанса почувствовать себя значимым
«Задание, которое вы даете сотруднику, отнимает его время, ресурсы. Оно в целом влияет на то, как будет протекать рабочий день человека, — объясняет Лорис Браун, специалист в области образования для взрослых. — Но, раздавая коллегам поручения, многие обычно не учитывают их приоритеты и то, как новая задача скажется на выполнении всего остального.
Кроме того, «мне нужно, чтобы ты» — это всегда про нас и наши приоритеты. Это звучит довольно беспардонно и грубо. Чтобы сотрудники пошли вам навстречу, важно их мотивировать и показать, как выполнение задачи скажется на общих результатах».
Кроме того, у большинства из нас высока потребность в общении и социальных контактах, и людям обычно приятно делать то, от чего выиграет вся их социальная группа. «Покажите, что ваше поручение важно для общего блага, и человек выполнит его с большей охотой», — отмечает эксперт.
В каждом случае ставьте себя на место второй стороны — возникло бы у вас желание помочь?
Если же коллеги игнорируют ваши просьбы, задумайтесь: возможно, раньше вы что-то делали не так — например, злоупотребляли их временем или же вовсе не использовали результаты их труда.
Чтобы этого избежать, старайтесь всегда четко обозначать, для чего вам нужна помощь. Например: «Послезавтра в 9:00 у меня презентация в офисе у клиента. Я буду тебе благодарен, если пришлешь отчет завтра до 17:00, чтобы я успел по нему пробежаться и внести в презентацию актуальные данные. Как думаешь, получится?»
А если вы выбираете варианты формулировки вашей просьбы или поручения, в каждом случае ставьте себя на место второй стороны — возникло бы у вас желание помочь?