Давайте сразу расставим все точки над «i». Массово распространять информацию о том, что вакцина от коронавируса спасает жизни, помогает многим пациентам с COVID-19 перенести болезнь в легкой форме и избежать госпитализации, важно и полезно. Нормально также делиться личными историями и рассказывать их максимально эмоциональным языком — так, чтобы ваши подписчики и читатели прониклись прочитанным и, возможно, изменили свою точку зрения.
Однако проблема в том, что и СМИ, и многие блогеры просто-напросто «шеймят» (стыдят. — Ррим. ред) тех, кто ставит эффективность вакцин под сомнение. В каком-то смысле это привычная защитная реакция, что, конечно, не делает ее нормальной.
Почему мы вообще стыдим других?
У этого, как у практически любого другого нашего поведения, есть эволюционная подоплека: хоть слово «шейминг» и новое, само поведение старо как мир. Стыдить определенных членов группы всегда было способом предотвратить антисоциальное поведение или наказать за него.
Современные философы Гай Эйтчисон и Саладин Меклед-Гарсия считают, что и публичный онлайн-шейминг — это по-прежнему способ коллективно наказать человека за его действия или мнение. «Репутационные потери», которые он в результате несет, заставляют его или других подчиняться принятым в обществе нормам.
Но это лишь одна сторона медали, но есть и вторая.
Стыдя других, мы словно возвышаемся сами, утверждаемся в своей правоте и в том, что все делаем «как надо»
Еще в самом начале всеобщей вакцинации стало понятно, что мир разделился на два лагеря. Считая себя «хорошими», многие из нас уверены, что заботятся о других и способствуют тому, чтобы пандемия наконец закончилась, а остальных считают безответственными и недалекими эгоистами. Что, в свою очередь, порождает вопрос…
Некоторые заслуживают того, чтобы их стыдили?
Стыдить другого за решения, касающиеся его здоровья, — значит намеренно упрощать картину и отказываться вникать в причины, которые могли подтолкнуть его к такому выбору. Это касается не только вакцины против коронавируса.
Взять хотя бы пример с ожирением — еще один распространенный повод стыдить других. В обществе принято стыдить полных людей за их внешний вид, списывая его исключительно на лень и не задумываясь о том, что может стоять за лишними килограммами — гены, образ жизни, уровень дохода, проблемы психологического характера.
Точно так же и за отказом от вакцинации могут стоять разные мотивы: от отсутствия доступа к информации и подверженности мнению референтной группы до отсутствия доверия системе здравоохранения. Возможно, в том, что человек не понимает пользы вакцинации, его вины нет. А раз так, то не стоит и стыдить его.
У всех нас разный доступ к информации и другим ресурсам, и потому мы принимаем разные решения. Люди, получившие ложную информацию о вакцинах и поверившие ей, не преступники, а жертвы.
Объединяться, а не разделяться
Нельзя забывать и о том, что все переносят вакцинацию по-разному: одни почти без симптомов, некоторые — тяжело и с последствиями для здоровья. Неудивительно, что, услышав о тяжелой «побочке», некоторые боятся прививки: для них риски перевешивают возможную пользу.
Конечно, в данном случае нельзя говорить о том, что «ваше тело — исключительно ваше дело», ведь отказ от вакцинации ставит под угрозу жизнь и здоровье и окружающих людей. Однако для того, чтобы убедить антиваксеров в пользе прививок, нужно избирать более этичные способы.
Прежде чем стыдить других за то, что они отказываются прививаться, и обвинять их в том, что это из-за них все это никак не закончится, нужно помнить: едва ли это их переубедит.
Когда на нас нападают, мы чувствуем себя вынужденными защищаться, это естественно
Даже если собеседник и передумает, едва ли такой подход оправдан с человеческой точки зрения.
Мы как общество далеко ушли от сжигания на костре ведьм и линчевания инакомыслящих — пора перестать расправляться с теми, кто думает иначе, и в метафорическом смысле тоже. В конце концов, для того, чтобы заботиться о здоровье нации, должны быть задействованы законодательные механизмы.
В тяжелые времена, такие, как сейчас, мы должны объединяться и поддерживать друг друга, а не разбиваться на противодействующие лагеря и с копьями идти друг на друга.
Источник: Theconversation.com