В ситуации пандемии у многих усилились тревога и напряженность. Растет количество слухов и мифов, и даже стойкие к ним граждане нет-нет да усомнятся: а вдруг правда? Обострились реакции: чувства друг к другу стали ярче — от раздражения до ощущения единства. И, конечно же, любой кризис — отличная почва для остроумия.
«Мы часто получаем сообщения двух видов: тревожно-раздражительные и смешные. Первые усиливают напряжение. Вторые — способствуют его снижению, — поясняет Денис Наумов, клинический психолог, специализирующийся на транзактном анализе. — Тяжелые времена, переломные периоды активизируют творчество. Вспомните количество песен о Великой Отечественной войне. Нет другого такого периода советской истории, о котором было бы столько снято и спето.
Сейчас мы стали свидетелями невероятного количества шуток про коронавирус. Ощущение, что все специально изолировались дома, чтобы сочинять мемы. Реакция — отвечать юмором на стресс — вполне нормальная. Это наша естественная защита, а природа плохого не посоветует».
Юмор, по мнению психолога, помогает справиться со страхом. Но может означать и отрицание страха.
«Нам свойственно природные задумки доводить до абсурда. На фоне всеобщего осмеяния пандемии и карантина многие позволяют себе в целом не относиться к ситуации серьезно, — продолжает Денис Наумов. — В том числе этим обусловлены шашлычные сборища первой «нерабочей» недели апреля».
В целом шутки о COVID-19 можно отнести к разряду черного юмора. А по отношению к черному юмору, полагает психолог, люди делятся на два лагеря: на тех, кто считает его неуместным, и на тех, кто считает, что пандемия — отличный повод для шуток, особенно когда вокруг не очень смешно.
Нам не изменить общество, черный юмор существовал и будет существовать всегда, он часть нашего коллективного сознания
«Есть такой термин — «смех висельника» или «висельный юмор». Он известен давно, еще с античных времен. О нем писал Зигмунд Фрейд в своем труде «Юмор», — объясняет Денис Наумов. — Он широко используется в транзактном анализе со времен Эрика Берна. В том числе как диагностический инструмент.
Было замечено, что у приговоренных к смертной казни через повешение часто возникает желание пошутить. Страх смерти висельники вытесняют юмором в последние секунды жизни. Пример с английским серийным убийцей Уильямом Палмером это прекрасно иллюстрирует: во время казни он посмотрел на люк в помосте своей виселицы и спросил палача: «Вы уверены, что это безопасно?» В психотерапии это еще называют «патологическим юмором» — смех над собой в те моменты, где естественно было бы плакать или печалиться».
Он усиливается, когда есть ощущение безысходности, невозможности изменить предстоящее. Человек словно потешается над собой. Типичный пример — алкоголик, который со смехом рассказывает, что он вытворял, будучи пьяным. Такой смех становится защитой от взгляда внутрь себя, поясняет психолог, броней от столкновения с болью и страхом.
Возможно, на ступенях виселицы действительно нет другого варианта. Однако в актуальной ситуации важно помнить о чувствах других людей. И о собственных.
«Если вы замечаете, что такого юмора стало слишком много вокруг вас, спросите себя — от чего он вас защищает? Что с вами будет, если вы признаетесь себе в «нелицеприятных» чувствах? — говорит Денис Наумов. — Если вы особенно остро реагируете на такие шутки, вам пора выразить свои страхи. Выпишите их на бумагу или расскажите тому, кто выслушает вас без смеха и без девальвации вашего состояния».
Нам не изменить общество, черный юмор существовал и будет существовать всегда, он часть нашего коллективного сознания, убежден психолог, а отношение к болезням и смерти сильно зависит от культуры — как личной, так и социума.
«К смерти нужно относиться уважительно, но не обязательно ее бояться. Так что шутите в меру, — рекомендует Денис Наумов. — Там, где на самом деле надо поплакать и попереживать, — плачьте. Обсудите это с близкими. Спросите, что чувствуют они. Там, где хочется посмеяться, — смейтесь. Поддерживайте друг друга.
Объектом вашего юмора могут стать и другие темы. Например, модный сейчас паблик в «Фейсбуке» (запрещенная в России экстремистская организация) «Изоизоляция» помог пользователям соцсети направить свой креатив на воссоздание в домашних условиях полотен великих художников. Главное, избегайте крайностей и будьте внимательны и уважительны к своим эмоциональным проявлениям».