«Нам важны ощущения сопричастности и безопасности»
Ирина Кузнецова, социальный психолог, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета
«Сериалы дают нам ощущение занятости: на просмотр уходит много времени, и это предлог не делать в данный момент чего-то другого. Кроме того, сериалы служат нам темой для разговора, а для тех, кому не хватает общения в реальной жизни, телегерои становятся едва ли не членами семьи: за них переживают, им сочувствуют. При этом зритель не может участвовать в событиях, а значит, и нести за них ответственность. Все это дает уникальное сочетание ощущений сопричастности к происходящему и собственной безопасности. Так что, с одной стороны, сериалы, подобно зависимости, отнимают у нас время, с другой – это привычка, облегчающая жизнь».
«Нас успокаивает «растянутое» время»
Борис Дубин, социолог, ведущий научный сотрудник «Левада-центра»
«Действие любого сериала намеренно растянуто во времени. События, слова, мизансцены многократно повторяются. От такого времени невозможно отстать, поскольку пропущенное легко наверстывается. И такая эстетика бесконечной отсрочки нас успокаивает, дает передышку: мы слишком устаем от современного обилия информации и нуждаемся в том, чтобы сделать паузу, замедлить темп ежедневной жизни. Телевизионный клип, рекламный или музыкальный, вызывает шок; сериал же – привычку и ощущение размеренности существования. Между двумя этими режимами и проходит сегодня в России жизнь едва ли не каждого телезрителя и человека».