«Агрессия делает нас сильнее»
В своем труде «Риторика» (IV век до н.э.) Аристотель утверждает, что, обрушивая на других гнев, мы испытываем чувство превосходства: «С гневом всегда бывает связано некоторое удовольствие, вследствие надежды наказать, так как приятно думать, что достигнешь того, к чему стремишься. Никто не стремится к тому, что ему представляется невозможным, и гневающийся человек стремится к тому, что для него возможно...»
Аристотель обращает внимание, что такой способ самоутвердиться используют люди неуверенные, внутренне сомневающиеся в своем положении: «Чувство удовольствия у людей, наносящих оскорбление, появляется потому, что они, оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над ними. Поэтому-то люди молодые и люди богатые легко наносят оскорбления: им представляется, что, нанося оскорбления, они достигают тем большего превосходства».
«Чтобы удовлетворить свое тщеславие»
Оскорбляя другого, мы признаемся в неспособности подействовать на него другими средствами. Немецкий философ Шопенгауэр даже предлагал использовать этот способ для победы в споре. «Когда замечаешь, что перед тобою более сильный противник, придирайся к нему при первом удобном случае, будь с ним груб и двуличен», — советует философ в труде «Эристика, или искусство побеждать в спорах».
Поскольку прямое оскорбление часто оказывается последним средством «выбить» противника из седла, его используют как способ выйти из дискуссии с наименьшими потерями для самооценки.
«Удовлетворение тщеславия возникает главным образом из сравнения самого себя с другими, в особенности же по отношению духовных сил. Это действительно в сильной мере замечается во время спора. Отсюда понятно озлобление побежденного, хотя к нему и не отнеслись несправедливо. Вот отчего он хватается за последние средства, за эту последнюю уловку, которой нельзя избежать при помощи простой вежливости».
«Из-за нашей незрелости»
Оскорбление становится возможным, потому что мы сами решаем оскорбиться, считал римский философ Сенека. «Всякий, кто принимает оскорбления близко к сердцу, выказывает полное отсутствие проницательности и уверенности в себе, — пишет Сенека в «Философских трактатах». — Он без колебания решает, что к нему выразили презрение, и чувствует болезненный укол. Но это происходит от своего рода низости души, унижающейся и склоняющейся перед другими».
Лучший способ избежать этого — стать самодостаточным, свободным от мнения общества. Мудрец, согласно Сенеке, — это прежде всего внутренне свободный человек. «Мудреца же нельзя унизить: ибо он знает свое величие и убежден, что никто не смеет позволить себе такую вольность по отношению к нему; ему не приходится побеждать то, что я бы даже не назвал душевной невзгодой, но скорее досадным раздражением: он просто нечувствителен к этому».
«Так мы боремся за место в обществе»
Эволюция подарила нам более развитый мозг, но наши инстинкты в целом остались на уровне предков. По крайней мере, так считает современный американский философ Уильям Ирвин, автор книги «Пощечина: почему оскорбления задевают нас» («A Slap in the Face: Why Insults Hurt — And Why They Shouldn't»).
Наше поведение подчиняется тем же законам, что и поведение животных: чтобы чувствовать себя защищенными, мы стремимся оставаться в группе. Ирвин считает, что в основе оскорбления лежит древний механизм борьбы за выживание: тот, кто оскорбляет, понижает статус жертвы, стремится исключить ее из группы. В свою очередь, он демонстрирует другим свою силу, повышая собственный статус. В самом деле, как еще можно объяснить некоторые выходки политиков?