alt

Евгений Креславский, психотерапевт, коуч. «Нас делают беспомощными прошлые неудачи»

Мы пассивны, когда убеждены в том, что наши усилия будут бесполезны. Такой стиль поведения американский психолог Мартин Селигман (Martin Seligman) назвал «выученной беспомощностью»: прошлые неудачи парализуют нас. Страх вновь почувствовать поражение и жалость к себе пересиливают здравый смысл. Нам слаще жалеть себя, чем добиваться справедливости».

Александр Шмелев, доктор психологических наук. «Мы боимся потерять больше, чем получить»

Трудно действовать, когда не знаешь свои права. Кроме того, мы боимся потерять больше, чем получить: добиваясь, к примеру, выплаты выходного пособия, можно прослыть скандалистом, что (а вдруг?) скажется на дальнейшем трудоустройстве. Затевая тяжбу с работодателем, мы узнаем результат (не обязательно положительный) не сразу, и такая неопределенность тоже останавливает».

Марк Сандомирский, психотерапевт. «Мы регрессируем из-за сильных негативных эмоций»

В ситуации стресса мы оказываемся во власти сильных негативных эмоций (тревоги, обиды, негодования, стыда) и буквально регрессируем. В такие моменты мы, словно дети, остро чувствуем свою беззащитность, становимся слишком уязвимыми и зависимыми от других. И легче, чем в обычное время, подчиняемся навязанным решениям».

Есть вопрос?

  • Московский городской правовой центр «Защита», т. (495) 959 8940, 959 9988, www.czaschita.ru
  • Институт «Новые возможности», т. (812) 325 5473, www.noi.ru

Читайте также: Увольте меня!