Ирина Каспэ, историк культуры.
«Эти книги будоражат, цепляют и успокаивают одновременно»
Джоан Роулинг создала новый жанр массовой литературы, синтезировав классический роман воспитания с фэнтези. Ее книги будоражат, цепляют лихо закрученным сюжетом и одновременно успокаивают, описывая цикличную стабильность школьного мира. Такая закольцованность в чем-то напоминает компьютерную игру: чтение затягивает, давая нам возможность переходить с одного уровня на другой. И мы незаметно для себя погружаемся в этот мир с головой».
Татьяна Ребеко, юнгианский аналитик.
«Мы (бессознательно) желаем вновь ощутить себя всемогущими»
Младенцы чувствуют себя всемогущими. Позже мы начинаем оценивать себя (и других) реалистичнее, понимая, что мы не безусловно красивы, умны и не все наши желания сбываются. Но, и став взрослыми, мы (бессознательно) желаем вновь ощутить способность править миром, исполнять свои желания. Книги о Поттере дают возможность вновь это пережить. Но в них есть и вакцина от такого нарциссического всемогущества: всегда найдется более могущественный волшебник, способный нас перехитрить...»
Мария Осорина, детский психолог.
«Хогвартс дает шанс прикоснуться к нашей внутренней жизни»
Рассказ о счастливой школьной жизни — с дружбой и безусловной верностью — вызывает у взрослых читателей ностальгию по ушедшему (или несбывшемуся). К тому же в Хогвартсе учат законам управления миром — думаю, многие из нас мечтали бы попасть в такую школу: приятно осознавать, что твоя разумная воля имеет огромную силу. Кроме того, принципы устройства волшебного мира Роулинг близки нам, так как во многом повторяют законы психического мира, мира наших снов и фантазий: здесь предметы живут своей жизнью, с ними можно вступить в контакт и повлиять на них с помощью своего сознания. А эту часть нашей внутренней жизни мы редко обсуждаем с другими, оставаясь во власти материалистической картины мира...»