Измена — явление в обществе, о котором все больше говорят. Она становится сюжетом мелодрамы, книги, а порой приходит в нашу собственную жизнь. В разных культурах отношение к изменам выглядит разнообразно, но везде есть нечто общее: одной из причин неверности стал наш образ жизни, который продиктован в том числе темпом современного мира и «параличом выбора». Давайте разбираться, как именно.
Слишком широкий ассортимент
Трудно не согласиться, что мы живем в мире с бешеным ритмом и неограниченным выбором. Причем выбор этот касается всего: от продуктов на прилавке до вариантов досуга, от предметов одежды до романтических партнеров.
Последнему значительно способствовало развитие Интернета: теперь спутника жизни (или ночи) можно найти, пролистывая приложения и выбирая тех, кто угоден душе.
Не понравился молодой программист — смахнуть экраном влево. Понравился элегантный бизнесмен с белоснежной улыбкой на аватарке — достаточно одного клика, чтобы предложить ему встретиться и заявить о себе. Такое общение онлайн длится недолго; люди XXI века, привыкшие получать все и сразу, почти в ту же секунду назначают свидание, мечтая быстрее перенести общение в привычный «живой» формат.
Иногда даже бывает и такое: в сети нам нравится столько людей, что мы планируем несколько встреч заранее, чтобы позже определиться с «финалистом»
Кажется, что с расширенным выбором у нас больше шансов найти того или ту самую, однако исследования социальной психологии с этим не согласны. Эксперимент, проведенный в 2000 году психологами из Стэнфорда Марком Леппером и Шиной Айенгар, показали: выбирая из 24 вариантов джема, люди оставались менее довольны своим решением, нежели те, кому пришлось выбирать всего из шести банок.
Последующие исследования подтвердили: чем больше разнообразие, тем ниже удовлетворенность покупателя.
Почему так происходит? Этому способствует «паралич выбора» — феномен, при котором слишком большое количество вариантов словно парализует нас. Мы начинаем сравнивать варианты, постоянно сомневаясь в том, что выбрали лучший из возможных.
Несмотря на то что исследования «паралича выбора» брали за основу банки с джемом, такой же механизм включается в выборе партнера. Имея безграничные возможности, мы теряемся в собственных потребностях.
Потребительские привычки
Нельзя не отметить и другую особенность современного общества — потребительство. Новая модель телефона сразу же затмевает старую, хотя и старой лишь год. Новые фильмы и сериалы выпускаются сотнями, не давая зрителю ни секунды передышки.
В каждый предмет или услугу, предоставляемую человеку, автоматически закладывается механизм недолговечности, который заставляет нас идти в ногу со временем, обновляя все вокруг и каждый день приобретая что-то новее в надежде, что уж оно точно будет лучше.
То же произошло и с романтическими отношениями. В современном мире мы изменяем не потому, что чувствуем себя несчастными в браке или отношениях — мы изменяем потому, что могли бы быть счастливее. Каждый новый человек может показаться глотком свежего воздуха, но со временем и он, как правило, становится обыденностью — и мы продолжаем поиски того самого «идеала» и большего счастья.
Но как избежать этого постоянного «улучшайзинга», который может разрушить наши отношения? Пожалуй, лучшим способом было бы научиться ценить то, что мы уже имеем, существовать «здесь и сейчас», развивать осознанность и замечать все хорошее, что для нас делают близкие люди. И, конечно, избегать ситуаций, когда выбор может нас парализовать — будь то возможный партнер в онлайн-приложении или всего лишь четырнадцатая банка джема.
Психолог