Природа смеха занимает психологов уже давно. Известно, что Дарвин наблюдал за своим смеющимся сыном, а Фрейд объяснял смех чувством превосходства: мы, мол, смеемся над упавшим человеком потому, что радуемся — упал он, а не я.
Великий швейцарец Жан Пиаже, всю жизнь посвятивший исследованию детского разума, считал, что смех — окошко, через которое можно взглянуть на мир глазами ребенка. Он утверждал, что любая вещь смешна, только если она, с одной стороны, достаточно неожиданна, а с другой — все же укладывается в нашу картину мира.
Так, всякий анекдот оперирует привычными нам элементами (Петька, Василий Иваныч, Вовочка — все герои анекдотов являются частью общего культурного кода), но при этом в сильной точке обманывает наше ожидание. А раз так, настаивал Пиаже, смех ребенка сообщает нам, что ему уже известно о мире, а что еще нет.
Однако исследования, которое бы подтвердило или опровергло теорию Пиаже, пришлось ждать 70 лет
В 2015 году когнитивный психолог из Биркбек-колледжа Лондонского университета Каспар Эддимен создал сайт, с помощью которого опросил более 1000 родителей. Его интересовал только один вопрос: «Почему ваши дети смеются?».
Результаты исследования очень трогательны: дети в среднем впервые улыбаются в возрасте шести недель, а смеются — когда им исполняется три месяца. Впрочем, некоторые начинают смеяться на полгода позже, так что если чадо пока не хохочет во все горло, повода для паники нет. Чаще всего родители детей щекочут, однако наиболее верным способом рассмешить младенца оказалась игра «Где мама (или папа)?».
Что еще важнее, маленькие дети не склонны смеяться над чужими неприятностями
Они скорее рассмеются, когда сами упадут, чем над упавшим взрослым. Более того, младенцы смеются, когда видят вокруг улыбающиеся и радостные лица, а не печальные и унылые. Так что теория Фрейда (которую он выстроил на основании разговоров со взрослыми в своей клинике), похоже, очень далека от истины.
Что еще выяснил Эддимен? Что мальчики склонны смеяться чуть чаще девочек, но и те, и другие смеются в равной степени над взрослыми обоих полов. В общем, шутить сексистские шутки с детьми не получится.
Почему научный мир так мало уделяет внимания теме детского смеха? Этого не знает и сам ученый. Возможно, дело в том, что рассмешить ребенка в научных целях очень трудно. Но важнее другое — детский смех никогда не воспринимался учеными как предмет, достойный изучения.
Пока же Каспар Эддимен продолжает собирать информацию и надеется сделать следующий шаг: понять, как смех влияет на развитие детского интеллекта.