Что случилось
Родные сестры Хадижат и Патимат Хизриевы и троюродные Патимат Магомедова и Аминат Газимагомедова две недели назад пытались выехать из России в Грузию. Девушкам — от 18 до 24 лет.
Без шума выехать не удалось — на пограничном пункте «Верхний Ларс» таможенники не захотели пропускать сестер из-за якобы невыплаченных долгов. И хотя позже появилась их адвокат со справкой о том, что в должниках девушки не числятся, решить проблему это не помогло.
Тогда сестры поняли, что пограничники тянут время и ждут родственников, и всерьез начали думать о том, что вскоре станут жертвами так называемого «убийства чести» — ведь сбежавшие из дома незамужние женщины — это позор на весь род. Спустя время на погранпункт действительно приехали мать одной из девушек и двоюродные братья. Следом — Тамерлан Цгоев, уполномоченный по правам человека в Северной Осетии.
Чем все разрешилось? Законных причин не выпускать сестер за пределы родины не нашли и выпустили их.
Почему сестры бежали из дома
Ни о каком возвращении домой девушки даже не думают — судя по их рассказам, под родной крышей творился настоящий беспредел, патриархальная тирания, возведенная в абсолют:
Каждую девушку подвергли жестокой процедуре женского обрезания — все происходило наживую и в кустарных условиях.
Младшую Патимат собирались выдать замуж за двоюродного брата, игнорируя ее протесты — аргумент, что это настоящий инцест, родителей не убеждал.
Закончить школу ни одной из сестер не разрешили — у них по 6 классов образования. Ни о каком высшем образовании речи в семье даже не шло.
Ни одной из них, даже после совершеннолетия, не разрешали покидать дом без сопровождения.
Девушкам нельзя было лишний раз взять в руки телефон.
Если кто-то проспал намаз — быть побоям. У сестер скопилась богатая коллекция фотографий с синяками и разбитыми носами.
«И чем старше мы становились, тем больше понимали, как это несправедливо. Почему мальчикам можно, а нам нельзя? Почему просто выйти погулять, если ты девушка, считается каким-то преступлением в нашем селе? Просто выйти из дома без сопровождения? А вдруг кто увидит, вдруг что подумает?» — делятся сестры.
Как был организован побег
Девушки давно планировали побег в Грузию, собирали вещи и деньги, но ждали совершеннолетия Патимат, чтобы ее пропустили в другую страну без разрешения родителей.
Сестры заранее заручились юридической поддержкой правозащитников из кризисного центра CK SOS, чтобы на границе все прошло гладко. Девушки также намеревались предать дело общественной огласке в случае срыва их авантюры, чтобы родные свирепствовали не так сильно.
Перед Грузией им пришлось бежать в Москву, так как младшей Патимат нужно было оформить загранпаспорт. Документы оформляли три месяца — все это время сестры прятались в приюте, не выходя на улицу, чтобы не «засветиться» на уличных камерах. «Ночевали на полу, в спальниках. Пили чай с хлебом и маслом. Держались все время вместе», — рассказывают беглянки.
Родственники же искали их по всей республике. Мать Аминат в конце концов даже попыталась изобразить из себя жертву домашнего насилия и по чужому паспорту подселиться в приют к сестрам. Уловка не сработала.
Планы на будущее
Сейчас девушки находятся в безопасности в Грузии, под опекой правозащитников. Спустя две недели они рассказали, что чувствуют после того, как их мечта сбылась.
«Мы просто хотели быть свободными, — говорят сестры. — Видит бог, мы не хотели ничего рассказывать о нашей жизни дома, выносить все на публику…». Девушки поделились, что перед побегом переживали, не будет ли у родителей инсульт. Были и мысли о том, что «может, все не так уж и плохо» и стоит отменить задуманное.
«У нас в планах было, если не удастся сбежать, совершить суицид всем вместе, это точно мы бы сделали. Но я думала тогда, что так, наверное, всем будет спокойнее, а для нас просто закончится жизнь, и все. Мне это казалось даже лучшим выходом», — вспоминает одна из девушек.
Сейчас сестры все еще не могут осознать, что свободны и им больше не нужно бояться. Насчет профессии они пока не определились, но точно планируют учиться и получить специальность. Одна из них хочет стать мастером тату и заняться изучением иностранных языков. Другая хочет помогать людям, которые бегут от насилия.
По материалам издания Woman.ru