Что же вызвало бурные дискуссии, и не только среди специалистов? Особенно обидными для читателя стали утверждения, что человек едва ли обладает свободой в той мере, в которой принято считать. Скорее его поведение (и он сам) является отражением внешних обстоятельств и последствием его действий, которые только кажутся автономными. Психологов, конечно, задели рассуждения о «надуманных объяснениях», которыми они пытаются истолковать то, что не могут зафиксировать. Свобода, достоинство, автономность, творчество, личность являются именно такими надуманными и лишними для бихевиориста терминами. Неожиданными оказались главы, посвященные изучению наказания, точнее – его бессмысленности и даже вредности. Споры шли нешуточные, но четкость аргументов Скиннера неизменно вызывала уважение оппонентов. С неординарным взглядом на природу человека, конечно, хочется поспорить: не все здесь удается примирить с представлениями о свободе воли, о внутренних причинах наших поступков. Едва ли получится сразу отказаться от привычных «менталистских объяснений» наших и чужих действий. Но наверняка вам, как и мне, трудно будет счесть позицию автора легковесной. По части эмпирической обоснованности Скиннер мог дать фору многим другим, якобы научно доказанным подходам к описанию тех пружин, которые на самом деле движут человеком».
Владимир Ромек – психотерапевт, член Российской ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП), Американской психологической ассоциации (APA).
Перевод с английского Александра Федорова, Оперант, 192 с.