Психолог и консультант, специализирующийся в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог
Периоды детского развития: от 3 до 7 лет

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок учится управлять своими чувствами, понимать их, справляться с ними. И то, как у него это получается, во многом зависит от семьи. Есть ли у него свое особенное место в семейной иерархии, можно ли назвать отношения с родителями, братьями и сестрами здоровыми, любящими и доверительными?

По ролям

Нужно разобраться, какие роли каждый играет в семье. Традиционно считается, что мама заботится, жалеет, помогает, папа устанавливает правила и следит за их выполнением, а братья-сестры показывают и рассказывают, как общаться со старшими и между собой.

Конечно, это деление условно. Сегодня каждая семья сама решает, кто какие роли будет играть. Однако все три составляющие — забота, контроль и коммуникация — необходимы для того, чтобы первый социальный, эмоциональный опыт ребенка сформировался правильно.

Какова его роль? Он маленький и его никто не слышит, или он важен для всех и с его мнением считаются? Он помогает, придумывает, делится своими идеями вместе с остальными или тихо идет играть в свою комнату после обеда?

Отношения в семье влияют на самооценку, на способность отвечать за свои поступки, просчитывать свои действия и понимать последствия.

В этом возрасте дети часто играют в «настоящую» жизнь: в магазин, во врача или дочки-матери. Понаблюдайте за этими играми и поймете, как ребенок видит свою семью, маму и папу, бабушку, брата или сестру.

Играя, дети по-настоящему обижаются, расстраиваются и грустят до слез. Однако они уже знают, чем игра отличается от реальной жизни. И «понарошку» — не так пугает, как «по-настоящему».

Закон есть закон

Еще в этом возрасте ребенку нужны правила. С их помощью он понимает, когда нельзя или когда надо подождать, даже если очень хочется. С 3 до 5 лет ребенок может капризничать, драться, рыдать, пытаясь добиться желаемого. Но если правила последовательны, ясны и разумны, ребенок постепенно научится принимать ограничения, если так надо.

Это умение пригодится в школе, где ограничения будут жестче, чем дома и в детском саду, и требования выше.

Умение вести себя согласно правилам, несмотря на свои желания и чувства, называется управлением эмоциями. Но ребенок не должен заставлять себя чувствовать, а должен учиться вести себя. В дальнейшем мы лишь расширяем диапазон поведенческих реакций, но основа формируется к 6 годам.

Периоды детского развития: от 3 до 7 лет

«Мамочка, почитай!»

Сегодня многие пытаются учить детей читать с 3 лет. Думают: чем раньше начнет, тем умнее будет, когда вырастет. Но это заблуждение!

Чтобы ребенок мог понять смысл прочитанного, его мозг должен научиться переводить образ буквы в образ звука, собирать звуки в слово, слово соединять с его значением. Затем — несколько слов объединить в предложение, в логическую мысль, в образ.

За каждый из этих этапов отвечают разные отделы мозга. А связи между ними формируются только к 5 годам. Ясно, что с 3 лет учить читать практически бессмысленно. Зато это время можно потратить на общение, обсуждение того, что прочтет мама, на игры — все то, что помогает ребенку лучше понять себя и других людей, научиться общаться с ними.

Этот навык очень поможет будущему первокласснику.

Общайтесь как можно больше

Детям с трех до семи очень нужно общение. А учиться ладить со сверстниками удобно в детском саду. Конечно, он подходит не всем, но если есть возможность, лучше ходить хотя бы на полдня. Ведь компания ровесников — не то же самое, что бабушка или няня.

«Домашние» дети с большей вероятностью сталкиваются с трудностями в школе. И вместо того, чтобы учиться, ребенок будет переживать, приноравливаться, адаптироваться, а это после 7 лет уже труднее, чем до.

Всему свое время. Читать и считать можно учиться с 6 лет.

Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Статьи «Периоды детского развития: младенчество» и «Периоды детского развития: от 1 года до 3 лет» уже на сайте.

Светлана Лукка

Об авторе

Светлана Лукка — психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог. Проводит вебинары, частные и групповые консультации. Автор книги «Нити родительства». Ее сайт.