Движение — это и работа скелетных мышц, и навыки ориентироваться во внешнем пространстве, тесная связь между зрительным восприятием и движением, правильное положение тела и его частей и переключение с одной позы на другую. К трем годам ребенок осваивает главные двигательные навыки.
«Горячо, холодно»
Что нужно ребенку, чтобы развиваться? Ему нужно двигаться, получать первый чувственный опыт, трогать, пробовать, узнавать, что такое теплое и холодное, мягкое и твердое, знакомое и незнакомое. Ребенок познает, каков мир на ощупь и на вкус. В этот период он уже не хочет сидеть у мамы на руках, он рвется самостоятельно двигаться. Ему нужны впечатления, и чем они богаче, тем скорее формируется психика.
Чтобы стать ловким, ребенок должен падать, ушибаться, вставать и идти дальше. Это не только развивает тело, учит движению, но и дает знание, что все происходящее с ребенком — следствие его действий. Как часто мы требуем от подростков ответственности за свои поступки, хотя до 14 оберегали их от любых опасностей... Откуда возьмется ответственность, если раньше ей не учили? Все надо осваивать постепенно.
Обучение начинается в возрасте полутора-двух лет, когда ребенок делает первые попытки исследовать мир. Когда он соприкасается с тем, что вокруг, когда у него появляется собственное отношение к тому, что его окружает. Задача родителей — по возможности обезопасить ребенка: убрать кипящие кастрюли, оголенные провода, острые и бьющиеся предметы.
Ребенку трудно усидеть на месте. И когда мы пытаемся добиться от него тишины, приказываем сидеть и молчать, подсовывая ему планшет с мультиками или играми, мы тормозим развитие его мозга. Да, мы добиваемся желаемого: ребенок нас не отвлекает. Но тем самым вредим ему. Как нейропсихолог я знаю, что это порой ведет к неловкости в движениях, дефициту внимания. Ребенку сложнее учиться считать, читать, писать, осваивать новый материал и развивать интеллект.
«Я сам!»
В этом возрасте эмоции ребенка просты: радость, страх, гнев, удивление. Речь еще не развита, поэтому рано говорить о сложных внутренних переживаниях. Однако родителей часто беспокоят плаксивость и агрессивность детей. Почему они капризничают, если сыты, одеты, если их любят и заботятся о них? Возможно, дело в том, что родители недостаточно общаются с ребенком. Не просто сидят рядом с ноутбуком, а играют, слушают его, рисуют, читают. Ведь до трех лет родитель для ребенка важнее, чем няня или бабушка.
Мама лучше знает, что нужно ребенку, который пока еще не умеет понимать свои желания, формулировать мысли. Своим принятием и эмоциональным теплом она дает ему основу, на которой потом выстроится его отношение к собственным эмоциям, к себе.
Бывает, хоть и реже, что ребенок капризничает, потому что устал от опеки взрослых. С года он уже нуждается в свободе. Ребенку нужна свобода, пусть ограниченная, ему нужно время в одиночестве, пусть и непродолжительное. Ему надо «переварить» впечатления, «поговорить» с собой. Если мы все время пристаем к нему с разного рода развлечениями и развивающими мероприятиями, то ребенок просто не успевает осваивать новый опыт.
Примерно в 3 года начинается кризис, который в психологической литературе называется «Я сам». Это один из важнейших кризисов детского возраста, который можно сравнить по значимости лишь с подростковым. Первый шаг к автономии. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельное существо, а не часть мамы. Появляется местоимение «Я» (до этого он говорил о себе в третьем лице). Ребенок заявляет о своих желаниях, стремится получить то, чего хочет.
Бегать по лужам — можно
Как правильно относиться к новым реакциям ребенка? Для меня ответ очевиден — дать ему возможность быть самостоятельным. Там, где ему можно доверить эту самостоятельность: выбирать себе игру, есть самому, ходить по лужам или рисовать. Да, на обоях останутся отпечатки детских ладошек, каша окажется на полу, одежда испачкается. Но ребенок сможет творить, почувствует, что на многое способен сам. И в будущем скорее станет проявлять инициативу, любопытство и энтузиазм.
Все начинается в 3 года, а не позже, «когда подрастет», и примерно в этот период и заканчивается, если взрослый занимает жесткую позицию и не дает ребенку проявить свою волю. Задушенная в самом начале, она не будет развиваться так, как хотелось бы родителям.
Читайте цикл статей детского нейропсихолога Светланы Лукки о периодах развития ребенка. Первая статья «Периоды детского развития: младенчество» уже на сайте.
Об авторе
Светлана Лукка — психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог. Проводит вебинары, частные и групповые консультации. Автор книги «Нити родительства». Ее