В период от рождения до года детский организм делает колоссальный рывок в развитии. Комочек с беспорядочно двигающимися конечностями и «космическим» несфокусированным взглядом превращается в маленького человека, который самостоятельно перемещается в пространстве и адекватно реагирует на сигналы внешней среды.
Что происходит с телом?
За этот год телесные функции формируются практически полностью. Еще одно настолько же серьезное преобразование произойдет только в пубертате.
Во время младенчества наиболее активно развиваются тело и телесность. Происходит синхронизация всех систем: желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной системы, органов чувств и движения. В этом возрасте мы еще не говорим о развитии эмоциональной и когнитивной систем — тело на первом месте.
В этот же период закладываются и развиваются основные ритмы: частота сердечных сокращений, перистальтика, дыхание. Далее — более сложные циклы: сон и бодрствование, кормление, выделение.
Ритмы всех систем должны выстроиться в слаженную систему, которая будет обеспечивать работу организма в течение жизни.
Ребенок сам настроит свой ритм
Все дети разные, различия эти обусловлены наследуемыми признаками, особенностями внутриутробного развития, процесса родов. Кто-то спит подолгу и глубоко, кто-то часто просыпается, кому-то надо есть каждые 2 часа, а кто-то уже со второго месяца выдерживает длительные перерывы в кормлении.
Это естественные ритмы ребенка, которые важно учитывать. Откликаясь на потребности младенца, мы помогаем телу ребенка настраивать ритмику и работу внутренних систем.
Другими словами, если ребенок просит грудь часто или уходит в длительный сон в течение дня, по возможности лучше отвечать на эту потребность, а не навязывать свой режим кормления и сна. В течение нескольких месяцев (или быстрее) он настроится на нормальный для него ритм, перерывы в кормлении увеличатся, а ночной сон будет без частых пробуждений.
Для самостоятельности нужен... тесный контакт
Удивительно, но чем больше ребенок в детстве находится рядом с родителем (на руках, прикладываясь к груди по требованию, живя со взрослыми в одной комнате и ощущая постоянно их присутствие), тем более самостоятельным он становится в дальнейшем.
Потребность во взрослом крайне высока в первые 6 месяцев жизни, и она должна быть удовлетворена. В противном случае может получиться, что неудовлетворенная потребность сохранится на долгие годы, и ребенку будет сложно привыкать к отсутствию мамы, когда он пойдет в детский сад или отправится на несколько дней к бабушке.
Тело и моторика лучше формируются, если ребенок постоянно ощущает контакт с телом взрослого
Есть миф, гласящий, что мы избалуем ребенка, постоянно нося на руках, что он привыкнет и в дальнейшем будет сложно его отучить. Но истина ровно противоположна: если на ранних этапах дать ребенку то, что он «просит», то он быстрее разовьется и станет автономным.
Активный физический контакт со взрослым в раннем периоде также крайне важен для развития мозга и высших психических функций. Тело и моторика значительно лучше формируются, если ребенок постоянно ощущает контакт с телом взрослого, если ребенка трогают, обнимают, прижимают к себе.
Чем больше телесного опыта ощущений и совместных движений, тем быстрее и полнее развитие психики в дальнейшем.
Сколько надо есть, быть на руках, играть и спать?
Столько, сколько это надо именно вашему ребенку. Нельзя дать универсальных четких предписаний: каждый ребенок уникален, его потребности в частоте и качестве контакта со взрослым тоже крайне индивидуальны. Кому-то надо весь день проводить на руках, а кому-то достаточно 4-5 часов.
И как понять, что ему нужно, спросите вы. Ведь ребенок не способен сказать, что он хочет?
1. Во-первых, ребенок может «сказать», только делает это собственным способом. Он плачет. Если что-то болит или чего-то хочется, если страшно или скучно. Плач — это сигнал взрослому, что нужно его участие.
Малыш требует своего настойчиво и эгоистично. Да, он не «думает» о том, что мама устала или занята. Он борется за себя, свое развитие, свое будущее. И просит он всегда столько, сколько ему необходимо, не больше. Как только потребность удовлетворена, ребенок сразу затихает или засыпает.
В младенчестве дети не капризничают, тем более не просят чего-то сознательно
2. Во-вторых, мать всегда знает, чего хочет ее ребенок. В первые месяцы жизни связь ребенка с матерью очень сильна.
Проблема нашего времени и культуры в том, что молодые мамы не доверяют своим чувствам, а ищут «научную» информацию в разных источниках. Однако самый прямой путь понять, что нужно вашему ребенку, — это прислушаться к своим ощущениям.
Очень часто мама испытывает беспокойство, если малыш плачет. К этому тревожащему чувству лучше прислушаться, а не отгонять его от себя, потому что врач сказал, что все нормально, просто ребенок «капризничает». Но в младенчестве дети не капризничают, тем более не просят чего-то сознательно.
Часто можно услышать: «Он хитрый, плачет, пока к нему не подойдешь и не споешь песенку». Он вовсе не хитрый, ему песенка нужна, чтобы заснуть и восстановиться, потому что без мамы засыпать страшно. А страх крадет ту энергию, которую можно использовать для формирования систем организма.
Спокойствие, только спокойствие!
Здесь хочется сделать важное замечание. Не надо переживать из-за каждого эксцесса с ребенком. Внимательно относиться к его потребностям и плачу важно, но если не получилось быстро малыша успокоить и дать ему то, что он хочет, то трагедии не произошло.
У маленьких детей большой «запас прочности», и от единичных «ошибок» взрослого серьезных последствий не наступит. В конце концов, психологический комфорт матери, ее искреннее желание общаться с ребенком и давать ему родительское тепло, — залог нормального развития маленького организма.
Не торопите малыша
Возраст от рождения до года связан с развитием тела. Внимание родителя надо направлять именно на телесные функции: перевернулся, сел, встал, пополз. Каждый этап развития важен.
Многие хотят, чтобы ребенок как можно быстрее пошел, поэтому ставят малыша в ходунки еще в 6 месяцев, не давая этим ребенку возможности много ползать. Но передвижение на четвереньках — один из важнейших этапов формирования не только моторики, но и пространственной и эмоциональной функций. Игнорирование этой фазы может привести к искажению развития высших психических функций в будущем.
Младенчество — период полной зависимости от взрослого, и чем больше будет присутствия взрослого в жизни малыша, тем более независимым он станет в будущем. Еще рано наказывать и поощрять, чему-то учить, достаточно просто быть рядом, кормить и носить на руках.
Следующий материал из этого цикла, посвященный детскому развитию в возрасте от 1 до 3 лет, выйдет в воскресенье, 3 октября.
Об эксперте
Светлана Лукка — психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог. Проводит вебинары, частные и групповые консультации. Автор книги «Нити родительства». Ее