Установление контакта
Паузы — важный инструмент, которым многие часто пренебрегают: и в жизни, и в речи. Мы постоянно куда-то торопимся — и так же быстро пытаемся вывалить свои мысли на собеседника. Однако зачастую именно те, кто умеет выдержать паузу, по-настоящему владеют ситуацией.
В речи самое важное — не говорить, а молчать. Взять паузу там, где это нужно, и держать ее столько, сколько необходимо.
Когда вы выходите на сцену, в зал или аудиторию, где будете общаться с новым собеседником, возьмите паузу сразу на старте. Осмотритесь. Это лучший способ установить контакт с аудиторией и добиться полного внимания от слушателей.
Удержание внимания
«Беседа без пауз не способна ничего родить. Для созревания плода требуется время», — писал французский писатель Андре Моруа. Когда наша речь сливается в единый поток, мы начинаем говорить без конца, потому что эмоции захлестывают, потому что хочется быстрее рассказать все собеседнику или потому что поджимает время… Это все здорово. Но долго удерживать фокус внимания на теме разговора собеседнику в таком случае будет очень непросто. Человек просто «отключится» от сути происходящего и унесется в свои мысли.
Когда выступающий говорит быстро — мы перестаем следить за его словами внимательно. И когда он говорит очень медленно — тоже. Потому что неизменность темпа воспринимается мозгом как монотонность, а он любит разнообразие.
Поэтому в некоторых частях своей речи, когда вы рассказываете о чем-то, о чем люди с большой долей вероятности знают, вы можете делать это немного быстрее. А там, где вы сообщаете о чем-то новом, неожиданном — замедляйтесь. Перед важными моментами делайте паузу — секунду-две-три. Сколько вы считаете нужным для того, чтобы, во-первых, привлечь внимание к тому, о чем вы говорите, и, во-вторых, дать время собеседнику или большой аудитории переварить все, что вы сказали.
Подбор нужных слов
Паузы помогают нам и как спикерам. Когда мы ставим внутри себя эту задачу: «Я буду делать паузы» — мы в любом случае начинаем контролировать речь, слушать себя, следить за текстом и за окружающей обстановкой. А значит, можем остановиться, добавить громкости там, где это нужно, или, наоборот, взять паузу и проговорить какое-то слово по буквам, потому что так правильно в моменте для этой аудитории.
Паузы — это также наш союзник в борьбе со словами-паразитами. Когда вы говорите и в какой-то момент понимаете, что забыли фразу, держите паузу. Мозгу достаточно нескольких секунд, чтобы подобрать правильные слова. И лучше провести их в тишине, чем заставлять собеседника страдать от «эканий» и «меканий».
В зависимости от ситуации вы можете спросить, есть ли у собеседника вопросы, или честно сказать: «Мне нужно несколько секунд, чтобы ответить». За это время как раз может прийти правильная мысль. При этом смотрите человеку прямо в глаза, не теряйте визуальный контакт.
Оценка обратной связи
Завершая общение или выступление, вновь возьмите паузу. Это тоже про демонстрацию уверенности. Если слушателям понравилось наше выступление, они покажут это через аплодисменты. Если же их нет, пауза позволит оценить реакцию аудитории.
Мастером использования пауз в выступлениях был Стив Джобс. Уверенный в себе и своем продукте спикер. Он никуда не спешил, знал цену словам. Делал эффектные паузы, чтобы от начала и до конца удерживать внимание аудитории, привлекать внимание к важным моментам, интриговать и срывать аплодисменты.
Я люблю паузы. И считаю их чрезвычайно полезными в разных сферах. Замедляться — это особое искусство.