«В случаях пассивно-агрессивного общения легко все отрицать: „Да я ничего такого не имел в виду! Просто сказал“. Это неконструктивно — собеседник может и не понять вашего намека, да и вы не получите особого удовлетворения. Просто бросили колкую фразу и пошли дальше», — объясняет клинический психолог Райян Хауэс.
Чтобы избавиться от привычки разговаривать в пассивно-агрессивном тоне (и по возможности отучить от этого коллег), важно уметь его распознавать. Вот несколько примеров пассивно-агрессивных фраз, часто употребляемых в деловом общении.
«Смотрите прошлое письмо»
«Как я уже упоминал», «как я говорил» — все эти фразы служат лишь пассивно-агрессивному самоутверждению. Вы поправляете собеседника, давая ему понять, что он что-то забыл или пропустил», — объясняет коуч по деловому этикету Аньелис Кордеро.
«Если вы заметили, что часто употребляете подобные выражения, стоит задуматься, почему ваши слова так часто забывают, не обращают на них внимания. Помните, что в электронной переписке часто теряются многие нюансы, связанные с интонацией», — подчеркивает специалист.
«Есть и другая причина, по которой мы пишем „смотрите предыдущее письмо“, — желание „прикрыть тылы“. Оно возникает из-за недоверия к коллеге. Мы употребляем эту фразу, чтобы избежать неприятностей или просто дать понять, что мы уже сообщали нужную информацию ранее — а значит, нет причин проявлять недовольство», — говорит в свою очередь организационный психолог Лора Галлахер.
Однако всегда есть вариант получше, уверен он. «Можно проявить доброжелательность к коллеге и просто сообщить ему нужную информацию, не жалуясь из-за того, что вам приходится повторяться», — считает Галлахер.
«Чтобы ваш начальник был в курсе, отправляю ему копию письма»
«Если кто-то из коллег начинает отправлять копии вашей переписки вашему начальству, он может пассивно-агрессивно демонстрировать вам свое недоверие. Возможно, он считает, что так ему удастся быстрее получить от вас нужный ему результат. В такой ситуации более этично будет прямо попросить коллегу выполнить вашу просьбу максимально оперативно, объяснив, почему это важно», — объясняет карьерный консультант Кимберли Каммингс.
«Многие из нас считают…»
«Подобные фразы позволяют человеку высказывать свое личное мнение, выдавая его за коллективное. Он как будто дает вам понять, что обсуждал вас с другими за вашей спиной, при этом чаще всего не объясняя, кто же такие эти „мы“, тем самым лишая вас возможности поговорить с „ними“ напрямую. Гораздо эффективнее и этичнее будет говорить только за себя», — утверждает Лора Галлахер.
«Не сомневаюсь, что вы…» или «Само собой, вы…»
Эти и подобные выражения часто звучат пассивно-агрессивно. «Не сомневаюсь, что вы знаете политику нашей компании по этому вопросу» — в этом утверждении ощущается скрытая враждебность. Как будто собеседник на самом деле говорит: «Почему вы этого не знали? Должны были знать!» Есть возможность выразиться более тактично: «Возможно, вы не знали, но…», «Не знаю, в курсе ли вы, что…»
«Не хочу вас обидеть, но…»
Эта фраза звучит пренебрежительно, неуважительно и, конечно же, тоже пассивно-агрессивно.
«Вместо того чтобы заявлять, что вы не хотите обидеть собеседника, и потом все равно это сделать, попробуйте другой подход: „Мне бы хотелось кое-что сказать, но, боюсь, это может быть вам неприятно. Вы не против?“ или „Мне бы очень хотелось, чтобы мы могли доверять друг другу и говорить прямо и открыто. Как вы на это смотрите?“» — рекомендует Лора Галлахер.
«Помните, лучший способ борьбы с пассивно-агрессивным поведением в коллективе — создание атмосферы взаимного доверия. Мы проявляем пассивную агрессию, когда сами до конца не понимаем, чего хотим, или боимся открыто заявить о наших пожеланиях. Из-за недоверия мы боимся открыться друг другу, снять маски и показать себя настоящих», — подчеркивает Галлахер.