Согласно Фрейду, сексуальное развитие начинается с первых дней жизни. И наши первые впечатления, всегда яркие и сильные, продолжают влиять на нас и когда мы вырастаем. Взрослый человек обладает генитальной сексуальностью — его сексуальный интерес сосредоточен на половых органах (своих и партнера). Но до этого проходит несколько стадий, когда наибольшее наслаждение доставляют другие области тела. С первых дней примерно до полутора лет мать кормит младенца грудью. Сосать, питаться — его главное удовольствие, и ребенок получает его, действуя губами и языком. Эта стадия в психоанализе называется оральной (от латинского os, oris — рот).
Следующая за ней стадия, анальная (лат. anus — заднепрoходное отверстие), продолжается от полутора до трех лет. В этом возрасте ребенка приучают к горшку. Он открывает, что уже не беспомощен, что способен управлять своим организмом! Главное удовольствие происходит от возможности сдерживать свой позыв или давать ему волю по своему усмотрению. Он также может управлять родителями: ребенок сам выбирает, порадовать их своим новым умением или нет. Впервые у него появляется власть над другими. За анальной стадией психосексуального развития следует фаллическая (от греч. phallos — мужской половой орган в состоянии эрекции) — от 3 до 5–6 лет. Именно здесь впервые просыпается интерес к половым органам и выясняется, что они могут быть источником наслаждения. Одновременно возникает эдипов комплекс — влечение к родителю противоположного пола. Затем наступает латентная (скрытая) стадия, когда сексуальные желания отходят на второй план. Зигмунд Фрейд считал, что в эти годы сексуальность словно дремлет, уступая место формированию сознательного «Я». В период с двенадцати лет и до восемнадцати начинается генитальная стадия. Об этих двух последних стадиях развития (латентной и генитальной) Фрейд писал мало. Он сосредоточился на изучении раннего детства, поскольку был убежден, что именно этот период оказывает решающее влияние на всю последующую жизнь. По Фрейду, внимание ребенка сосредоточено на собственных телесных радостях: детская сексуальность прежде всего аутоэротична. И поскольку у ребенка еще нет никаких запретов, он готов использовать все, чтобы доставить себе удовольствие, направляет свои желания в любую сторону.
Фрейд также объясняет, что мать, заботясь о своем ребенке, доставляет ему гораздо большее наслаждение, чем необходимо для простого удовлетворения его жизненных потребностей. Она ласкает его, играет с ним, поет и ведет нежную беседу. И это наслаждение от общения он получает сверх того, что возникает в результате удовлетворения его потребностей. Впоследствии ребенок, а потом и взрослый хочет продолжать получать еще и это дополнительное наслаждение — оно становится его новой потребностью. Это стремление превращается в основу сексуального желания.
НАШЕ ВЗРОСЛОЕ ЖЕЛАНИЕ ИСПОДВОЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ ПОДПИТЫВАТЬСЯ ФАНТАЗИЯМИ, ИДУЩИМИ ИЗ ДЕТСТВА.
Сексуальное притяжение к другому начинает складываться в период эдипова комплекса. «Ребенок страстно желает завладеть родителем противоположного пола, — объясняет психоаналитик Андрей Россохин. — Мальчик хочет вытеснить отца из жизни матери, чтобы все ее внимание безраздельно принадлежало ему одному. Девочка хотела бы занять место матери, чтобы быть все время рядом с отцом. Одновременно это тайное состязание с родителем своего пола и ревность к нему вызывает у ребенка чувство вины. Это сложная и противоречивая ситуация, но в ней ребенок учится справляться с собственными желаниями и отказываться от тех из них, которые находятся под запретом».
Большинство из нас не изживает до конца эти детские конфликты. И взрослое желание исподволь подпитывается и дополняется фантазиями, идущими из детства.
Мальчик испытал смутное, но приятное волнение, увидев однажды откровенное декольте своей тетушки или подруги матери, — когда он вырастет, женское декольте будет для него притягательно (хотя он, быть может, никогда и не вспомнит о том первом впечатлении). А женщина найдет особенно сексуальным молодого человека в синих джинсах и шлепанцах на босу ногу — потому что это напомнит ей какого-то симпатичного мужчину из ее детства.
Особенно сильные или болезненные впечатления ранних лет могут превратиться в неотвязные фантазии. Под властью таких фантазий некоторые обречены воспроизводить всякий раз одну и ту же последовательность действий, например сцену насилия или унижения. Они зависят от этого сценария, как от наркотика. Без него они не могут получить наслаждения.
Об этом
Зигмунд Фрейд «Очерки по психологии сексуальности» Азбука-классика, 2010
Зигмунд Фрейд, Анна Фрейд «Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов» Восточно-Европейский институт Психоанализа, Б&K, 2000
Однако все богатство любовных отношений открывается нам лишь тогда, когда мы по-настоящему интересуемся тем человеком, который сейчас рядом с нами. Во взаимодействии нам открывается возможность совместного творчества в любви. Не ограничивая себя двумя-тремя неизбежными сценариями, мы можем сделать наслаждение безграничным, а удовлетворение — полным и взаимным. «В самых зрелых и целостных любовных отношениях есть место детским и подростковым состояниям, — убежден Андрей Россохин. — Например, мужчине хочется побыть маленьким ребенком у груди матери, а женщине хочется свернуться калачиком на коленях у мужчины. И это нормально». Главное, чтобы это не было главной темой отношений. Как в музыке — не главный мотив, а ноты, которые делают звучание богаче.
Зов желания
- По любви или просто так?
- «Мы живем под давлением нормы» Интервью с философом Домиником Фольшайдом
- По своему сценарию
- Я не хочу, но занимаюсь сексом, чтобы...