Кадр из фильма «Отелло» (1995 год) | Источник: «Кинопоиск»

Кадр из фильма «Отелло» (1995 год)

Фото

«Кинопоиск»

Что произошло

13 февраля двое жителей Москвы были госпитализированы с отравлением ртутью — опасное вещество попало в организм пострадавших после того, как они съели выпечку из пекарни «Мельница». Позднее выяснилось, что ртуть была обнаружена только у одного из них: второй мужчина не только симулировал симптомы отравления, но и сам подлил ртуть в еду знакомого с намерением навредить ему.

По версии правоохранительных органов, мотивом преступления стала ревность: мужчины работали вместе и оба были женаты, а на работе им понравилась одна и та же девушка

Чтобы устранить конкурента, отравитель заранее купил четыре градусника, выкачал ртуть из них в шприц и намеренно добавил токсин в хлебобулочное изделие из пекарни. Чтобы отвести от себя подозрения, преступник имитировал и свое отравление, однако врачи не обнаружили в его организме ртути: в общении с полицейскими «убийца» начал путаться в показаниях и был раскрыт.

Ольга Кулешова

Гештальт-терапевт

какие особенности свойственны ревнивцу

Сцена из «Жестокого романса», где Карандашев убивает Ларису — классический пример патологической ревности, достигшей предела. Попробуем сделать его психологический разбор этого героя.

1. Объективация партнера

Карандашев не воспринимает Ларису как отдельную личность с правом выбора. Для него она — «вещь», которой он либо владеет, либо уничтожит. Это характерно для людей с психологическими расстройствами личности.

2. Одержимость и властный контроль

Фраза «Так не доставайся же ты никому» говорит не только о патологической ревности, но и о стремлении к собственничеству и полному обладанию объетом желания. Такой мужчина не испытывает настоящей любви — он хочет обладать, а когда теряет контроль, прибегает к разрушению и уничтожению.

3. Эмоциональная нестабильность и импульсивность

Мужчины, склонные к подобным поступкам, часто имеют низкую устойчивость к неудовлетворению своих желаний и потребностей. Они не умеют переживать отказ, не способны регулировать и контролировать свои деструктивно-агрессивные импульсы и стремятся к радикальным решениям.

4. Отчаяние и потеря идентичности

Карандашев вложил в Ларису слишком много смысла. Когда она его отвергла, он утратил ощущение власти и значимости. В таких случаях ревность становится разрушительной, а насилие — способом восстановить контроль.

Что скрывается за ревностью в отношении соперника

Однако когда ревнивец стремится уничтожить соперника, мы сталкиваемся с другим вариантом патологической ревности. Здесь агрессия направлена не на объект любви, а на того, кто воспринимается как угроза. Психологические механизмы патологической ревности в отношении соперника могут быть следующими.

1. Восприятие отношений как борьбы за территорию

Такой человек воспринимает партнера как «трофей», а соперника — как врага. Это архаичный механизм, который уходит корнями в инстинкты доминирования: «Если я устраню конкурента, партнер снова будет принадлежать мне».

2. Внутренняя неуверенность и проекция

Ревнивец часто сам ощущает свою слабость, недостаточность, что он проигрывает или уже проиграл конкуренцию. Но не может это вынести и справиться с чувствами и переживаниями, которые возникают в связи с «проигрышем». Вместо того чтобы признать: «Я боюсь, что меня не выберут. Боюсь, что мне будет больно, буду чувствовать себя униженным, ущербным» или «Я уже проиграл, меня не выбирают», такой человек переносит злость и ярость на соперника и делает его виновником своей боли.

3. Ощущение утраты контроля

Патологический ревнивец страдает от тревоги, бессилия, ярости, ненависти, потому что не может контролировать чувства другого человека. Когда он не может воздействовать на партнера, его ярость ищет выход, и он направляет ее на соперника.

4. Отказ любимому в свободе выбора

Такой человек верит, что соперник «отнял» или «отнимет» у него любовь. Это инфантильная и очень эмоционально незрелая позиция, в которой человек отказывается признать, что другой — свободная личность со своими правами и желаниями выбрать или отказать, а не объект личной собственности.

5. Страх

За всей яркой и интенсивной палитрой чувств при патологической ревности часто скрывается страх: «Если я не устраню соперника, то проиграю». В его мире нет идеи, что отношения создаются взаимной симпатии, свободном выборе и доверии. Он верит только в силовые методы.

Примеры таких механизмов встречаются как в искусстве, так и в окружающей нас реальности:

  • из классики: в «Отелло» Яго не просто манипулирует ревностью главного героя, но и стремится уничтожить соперника Кассио;

  • из жизни: мужчины, совершающие преступления на почве ревности, чаще всего атакуют «соперников», а не женщин. Это связано с тем, что они воспринимают себя в конкурентной борьбе.