ЭТАП 1. Воздержание как способ контрацепции, проституция как средство борьбы с онанизмом
Вплоть до 80–90-х годов XIX века темы сексуального просвещения избегали1. В дворянской среде между родителями и ребенком редко когда устанавливались близкие отношения, чтобы обсуждать такие темы, а перед воспитателями задача сексуального просвещения не ставилась — чего уж говорить о крестьянских семьях.
Хотя в зависимости от пола детям давались кое-какие наставления. Главной целью воспитания девушки было сохранить ее невинность до замужества, причем невеста дворянского происхождения должна была создавать такой вид, «будто она убеждена, что между ней и ее женихом только такая разница, что у него есть растительность на лице, а у нее нет; что он шьет платье у портного, а она — у портнихи…»2
С воспитанием юношей обстояло все несколько сложнее. Молодых людей пытались оградить от такой напасти, как возможность «заболеть онанизмом». Для этого к ним приставляли крепостных девушек, которых отбирали по двум критериям: опытность и здоровье. Они и становилась их первыми сексуальными партнершами.
Даже с отменой крепостного права эта практика не исчезла: официально свободные, но в реальности все такие же бесправные девушки молча терпели, потому что боялись потерять «хорошее место». Согласно исследованию Студенческого медицинского общества Московского университета 1904 года, первым партнером у 41% юношей была проститутка, у 39% — прислуга3.
ЭТАП 2. Воспитание духа для подавления «преждевременного полового развития»
К концу XIX столетия в обществе задумываются о негативных последствиях того, что юношей приучают пользоваться услугами проституток4. Воспитатели беспокоились не только о нравственности: слишком большой была вероятность того, что их подопечные заразятся венерическими болезнями. Их опасения не были напрасными: согласно тому же исследованию Студенческого медицинского общества, из 2150 опрошенных студентов 543 были жертвами половых инфекций.
Все больше родителей приходит к выводу о том, как важно сохранить «чистоту» до брака не только для девушек, но и для юношей. Метод достижения цели был выбран такой: чтобы подавить в подростке половые инстинкты, необходимо было воспитать из него «нормального человека».
То есть если ребенок хорошо питается, достаточно спит, развивается, это поможет воспитать его дух и оградить от интереса к сексу
В конце XIX — начале XX веков начинает выходить литература по «половому вопросу современности». Ее целью было подавить «преждевременное половое развитие». Для этого специалисты призывали развивать душевные способности детей, прививать им «добрые привычки», а также поощрять режим правильного питания, занятия спортом.
Все это касалось в основном воспитания молодых людей. Параллельно с этим обсуждали вопрос того, как обучать девушек: одна сторона говорила о «нормализации» отношений между мужчинами и женщинами, другая все также настаивала на том, что это приведет к развращению молодежи.
ЭТАП 3. Первые попытки полового просвещения
Родители все больше осознают важность полового просвещения, но предпочитают поручать дело специалистам5. К началу XX века уроки гигиены появляются в старших классах мужской, а затем и женской школы, но лишь в элитных и экспериментальных учебных заведениях. Там, где предмет не предусматривался учебной программой, некоторые учителя вводили его в качестве факультатива.
По воспоминаниям учащейся тех лет, после прохождения курса анатомии некоторые студенты все еще предполагали, что ребенок выходит из пупка матери
Такие упущения в учебной программе не оставались незамеченными. На одном из съездов по борьбе с проституцией постановили, что необходимо «разумно и осторожно» знакомить учеников старшей школы с основами половой жизни и венерическими заболеваниями.
В первое десятилетие XX века начали появляться объединенные школы, где учились и мальчики, и девочки, стала издаваться отечественная и переводная литература, которая отвечала на основные вопросы в области сексуального образования. Многие родители все же еще не решались обсуждать эту тему с детьми и вручали им книги для самостоятельного ознакомления. Некоторые же матери-дворянки даже публиковали заметки о своем опыте просвещения детей, надеясь, популяризировать половое воспитание.
Специалисты также разделились на два лагеря: одни поддерживали выбор консервативного подхода, считая, что «обсуждение грубо-чувственных половых отношений неуместно между родителями и детьми», другие же, напротив, советовали родителям начинать беседы на тему половой жизни как можно раньше, учитывая возраст и индивидуальные особенности ребенка.
ЭТАП 4. Сексуальная революция
Начало сексуальной революции в России ознаменовали первые декреты советской власти. Декрет о расторжении брака 1917 года позволял расторгнуть брак без обоснования причин. А согласно декрету о гражданском браке того же года, признавались лишь гражданские браки, то есть те, что зарегистрированы в соответствующих органах. Венчания в церкви стали считаться «частным делом брачующихся». В 1920 году
Идеи о сексуальной свободе и «свободной любви» с особым энтузиазмом были встречены молодежью, главным образом — студентами. Изменилось отношение к сексуальной свободе женщин — девушки вступали в интимные отношения «без особых переживаний». В Советскую Россию приезжали иностранные сексологи, создавались кожно-венерические диспансеры, печатались книги и брошюры на тему секса.
Были и негативные последствия: резко выросло количество детей, рожденных вне брака, массовый характер приняли изнасилования
Продолжался этот период сексуальной свободы недолго — начала меняться идеология. Знаковой становится работа психолога, психоаналитика и педагога Арона Залкинда «12 половых заповедей революционного пролетариата». Автор говорил о необходимости воздерживаться от половых отношений до брака, рекомендовал не заниматься сексом слишком часто, а также допускал вторжение пролетариата в интимную жизнь людей «в интересах революционной целесообразности».
ЭТАП 5. Возвращение к морализаторству
В середине 1930-х гг. печатные материалы призывают сместить интерес с сексуальных отношений на общественную деятельность, спорт, чтение и прочее. Из Большой советской энциклопедии 1955 года уходят понятия «половой вопрос» и «половая жизнь», а статья «пол» была посвящена биологии без упоминания человека. Даже слово «тело» в энциклопедии было лишь «телом алгебраическим» и «телом геометрическим». Также можно было встретить статьи «телесные наказания» и «телесные повреждения».
Луиза, 77 лет
«У нас вообще эти темы в школе не затрагивались. На биологии про сам процесс не рассказывали, только как развивается яйцеклетка и так далее. И дома у нас на эту тему разговоров никогда не было. Помню, мама ходила с животом беременная, а как туда что попадало — мы как-то не интересовались».
Психолог Игорь Кон6, который изучал тему полового воспитания в 1970–1980-е годы, вспоминал: «Запретам подвергалась не только более или менее прямая, откровенная эротика, но практически все, что было связано с сексуальностью или могло быть истолковано как намек на нее».
Татьяна, 50 лет
«Особо, конечно, эта тема никак не обсуждалась, не высвечивалась. Единственное — учительница по анатомии сделала акцент на половые органы. Все так эти картинки разглядывали, потому что ни в каких энциклопедиях это не было нарисовано. У меня и подружки такие были — мы этих тем не касались».
В середине восьмидесятых в школах вводят предмет «Гигиеническое и половое воспитание» в восьмых классах и «Этика и психология семейной жизни» для старших школьников. В сущности, ничего не изменилось: преподаватели не привыкли открыто говорить о сексуальных отношениях, они не могли подобрать нужных слов, поэтому объясняли тему в общих чертах.
Константин, 54 года
«У нас в 9-10 классе был предмет „Этика и психология семейной жизни“. Учителя объясняли все словами из учебника. В самом учебнике были рисунки: мамин животик в разрезе, где женские внутренние органы (матка, трубы, яичники), мужские, и описание процесса зачатия типа: „Яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом“ и т. д. Но как именно она оплодотворяется, не говорили».
ЭТАП 6. Расцвет секспросвета
В 1990 году выходит перевод французской «Энциклопедии сексуальной жизни» для детей 7-9 лет. Книга рассказывала о различиях мужского и женского организмов, о беременности и зачатии, также показывала тела с половыми органами и иллюстрировала процесс совокупления.
В 1989 году была основана газета «СПИД-Инфо», которая рассказывала о заболевании СПИДом, активно распространяющемся в стране. Ее называют первой эротической газетой в России, многие подростки черпали информацию о сексе именно оттуда. В 1990 году выходит книга, основанная на трудах отечественных и зарубежных сексологов, «Доступно о запретном. Пособие для молодоженов».
Расцвет видеосалонов и распространение домашних видеомагнитофонов 80-90-х восполняло информацию «об этом»: взрослые и не совсем взрослые получили возможность смотреть порно и эротические фильмы.
Елена, 45 лет
«Я помню, как в 1990 году мы с девочками после уроков пришли в гости к однокласснице — тайком от ее родителей, конечно, — и посмотрели фильм „9 1/2 недель“ с Микки Рурком и Ким Бейсингер. Мы сидели с каменными лицами, смущенные, и даже не обсуждали его потом. Просто разошлись по домам, но фантазию это, конечно взбудоражило…»
После распада Советского Союза Борис Ельцин подписал федеральную программу «Дети России», в которую входил курс «Планирование семьи». В пятнадцати регионах школы начали проводить экспериментальные занятия по половому воспитанию. В 1991 году была основана Российская ассоциация «Планирование семьи», начали выходить обучающие брошюры, видеоролики, теле- и радиопередачи, граждан бесплатно обеспечивали контрацептивами.
В 1993 году были декриминализованы однополые отношения, это имело политическую подоплеку — было необходимо, чтобы страну приняли в Совет Европы. Чуть позже, в 1999 году, произошло другое знаковое событие: Россия перешла на МКБ-10 (Международную классификацию болезней десятого пересмотра), где гомосексуальность и бисексуальность не считаются болезнями.
К середине девяностых на телевидении теперь начали говорить про секс. Например, в 1997 году выходит передача «Про это» с Еленой Хангой, в магазинах появились эротические журналы. На страницах печатных изданий также стали обсуждать сексуальные отношения, методы контрацепции, венерические болезни, появилась реклама гигиенических средств для женщин.
В молодежных изданиях «Молоток», «Cool», «Bravo» появились рубрики, где подростки задавали вопросы, касающиеся темы секса, а редакция отвечала на них.
ЭТАП 7. Откат к консерватизму?
Экспериментальная программа «Планирование семьи» долго не просуществовала, повлияло недовольство общественности. Предмет «Этика и психология семейной жизни» ушел из программы в девяностых. Несмотря на то, что половое воспитание вновь стало постепенно исчезать из официальной повестки, интерес к теме секса оставался. В 2001 году выходит клип группы «Тату» на песню «Я сошла с ума», в 2005 году появляется передача «Секс с Анфисой Чеховой», затем телевидение начинает транслировать выпуски шоу «Голые и смешные». Оставались и вопросы у молодежи, на которые отвечали редакции журналов.
Ольга, 30 лет
«Мне кажется, нам вообще ничего такого не рассказывали и не показывали, кроме пестиков и тычинок на биологии, про беременность — ничего. У нас учителя негативно относились к яркому макияжу и вызывающим образам типа высоких каблуков и коротких юбок. А сами мы обсуждали это, но прям тихонько и с близкими подругами. Наверное, класса с девятого».
Мария Эриль — психолог, психотерапевт, сексотерапевт
«Почему-то людям представляется, что половое воспитание — это когда мы учим детей заниматься сексом. На самом деле вопрос полового воспитания делится на две очень важные части, которые обязательны для счастливой, безопасной жизни ребенка.
Первая часть — что из себя представляют половые органы. Дети, как правило, знают строение руки, что есть ладошка, пальцы, пальцы состоят из костей, мышц и так далее. То есть в какой-то момент мы рассказываем такие вещи, в то время как строение гениталий дети не знают. И поэтому очень часто они не умеют с этими органами обращаться.
А вторая тема связана с безопасностью. Здесь необходимо научить ребенка понимать, что зона интимная, что прикосновение к этой зоне без спроса не позволительно никем из посторонних. И когда ребенок знает название своих сексуальных органов, когда ребенок умеет устанавливает эти границы, мы таким образом можем быть уверены, что вот в этой части с ребенком ничего неприятного произойти не может»
Весной 2023 года Госдума и Минпросвещения начали говорить о том, что программа «Семьеведение» может стать отдельной дисциплиной в российских школах. Целью его будет не просветить детей в области полового воспитания, а акцентировать внимание на важности создания семьи.
Мария Эриль считает, что в идеальном сценарии информация о половом воспитании должна исходить от родителей. Мамы и папы не всегда готовы выйти на диалог: им не хватает знаний, они смущаются или считают, что еще слишком рано. Получается замкнутый круг, когда школа не имеет права разговаривать с детьми, а родители надеются, что ребенок все сам как-нибудь узнает. В итоге дети остаются один на один со своими проблемами.
Таким образом, смогут ли школьники рассчитывать на честный разговор со взрослым, зависит от родителей или преподавателя.
Родион, 25 лет
«В нашем учебнике по ОБЖ была отдельная глава, которая была посвящена заболеваниям, передающимся половым путем. Преподаватель рассказывал про отдельные заболевания и как их предотвратить. Он знал, что мы уже все понимаем, что у нас рано или поздно будет половая близость, и говорил об этом совершенно спокойно.
Помню еще, на уроке литературы мы обсуждали одно произведение, где между главными героями была сексуальная близость. Класс хихикал. «А чего вы смеетесь? — сказала преподавательница. — Секс — это прекрасно. И как автор смог красиво это описать!»
1, 4, 5 Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX –
начало ХХ в.): моногр. // СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015.
2 Авилова Е. В избранном обществе // Вестн. Европы. 1904. № 1. С. 208
3 Членов М.А. Половая перепись московского студенчества // Русский врач. –
1907. — № 31.
6 Игорь Кон «Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России» // Время, 2010.
Психолог, сексотерапевт, специалист в области отношений, ведущая тренингов