Остановите передачу: комплекс жертвы, полученный по наследству
Фото

Кадр из фильма «Стиляги»

Виктимология как культурная дисциплина определяет понятие жертвы так: «пострадавший от преступления». Однако травмирующие исторические обстоятельства размывают границы этого определения, и понятия «жертвы» и «преступления» стоит рассматривать под разными углами.

Это слово также используется несколько в ином контексте, когда мы говорим о роли жертвы, синдроме жертвы, позиции, комплексе или архетипе Жертвы.

Архетип Жертвы

Карл Густав Юнг, один из идеологов теории культурных комплексов, дает такое определение: «Архетип жертвы — врожденный психический архетип, призванный продемонстрировать собственную слабость и отсутствие амбиций. Предназначен для избегания внутривидовых конфликтов посредством демонстративного признания поражения. Человек использует этот архетип, когда он подсознательно признает превосходящую силу другого человека и хочет избежать конфликта. Фактически — это публичный отказ (на подсознательном уровне) от притязаний на власть в этом коллективе». 

Интерпретация Юнга касается именно архетипа жертвы.

Это коллективное хранилище определенных установок и реакций, под влиянием которых люди тем или иным образом выстраивают свое мышление и поведение

Как формируется комплекс жертвы?

Культурные комплексы часто возникают вследствие травматических событий, случившихся столетия и даже тысячелетия назад. Профессор английской литературы Марианна Хирш в статье «Память и контрпамять будущего» пишет о том, что «потомки очевидцев и сообщества, пережившие сильные коллективные потрясения, такие как война, геноцид или массовое насилие, часто живут с ощущением того, что их культурное поле сформировано под воздействием произошедших еще до их рождения травматических событий». И так как эти явления памяти являются неосознанными, они могут слоями накладыввться один на другой.

Культурный комплекс, таким образом, формируется при множественной травматизации, длящейся значительный период времени и становящейся частью культурной жизни

Так, в нашей стране на протяжении XX века народ сначала стал жертвой кровавой революции и лишился царя, который символически для многих олицетворял отца, а потом стал жертвой войн, репрессий, голода, разрухи и преступного всевластия. Сложно представить, что комплекс жертвы обошел кого-то стороной.

Это одна из причин того, как болезненно многие проживали потрясения последних пяти лет, начиная от пандемии и заканчивая сегодняшними мировыми событиями — комплекс актуализируется в новых условиях, когда складываются ситуации, схожие с изначальным травматическим опытом. 

В контексте культурных комплексов социологи выделяют такие предпосылки

  1. Войны или преступления, происходящие в публичном пространстве. К ним можно отнести массовые теракты и захваты. В нашей стране самые известные случаи подобных террористический актов — теракт на Дубровке в октябре 2002 года, больше известный как «Норд-Ост». Тогда зрители, пришедшие на одноименный спектакль, стали жертвами захвата террористов. 

  2. Экологическое загрязнение, вооруженные конфликты, международные криминальные сообщества, расовое насилие и сегрегация. В таких случаях коллективное бессознательное передает из поколения в поколение установку на то, что нужно не отсвечивать, не выделяться, быть как все — в противном случае можно получить по заслугам. 

Психолог Анна Авдеева поясняет, что историческое формирование комплекса жертвы имеет две стороны: «Не стоит забывать, что при формировании комплекса жертвы формируется и чувство вины посредством присвоения себе ответственности за происходящие. У общества это, с одной стороны, происходило через ограничения воли и прав человека, а с другой — приписывание народу ответственности через национальную уникальность.

Возьмите, например, пропаганду: наш дух непобедим, весь мир будет наш. Естественно, такая позиция предполагает национальную гордыню, которая является неким феноменом жертвы личности ради общественных принципов. А на деле — это идеальный способ управления массами через идеологию». 

Как распознать в себе культурный комплекс жертвы

Его характеристики

Юнгианский аналитик Джозеф Хендерсон отмечает, что культурные комплексы обладают следующими характеристиками:

  1. Они выражают себя в повторяющемся поведении. Их особенностью является сильно заряженная эмоциональная реакция на определенные ситуации. 

  2. Они сопротивляются нашим усилиям сделать их сознательными и остаются большей частью в бессознательном слое психики. 

  3. Они накапливают опыт, создают своего рода хранилище воспоминаний предков, которые прорываются опять же в бессознательном, например, в снах.

Лучший способ понять, что вы прикасаетесь к культурному комплексу — это ваши эмоциональные реакции. Мы уже выяснили, что комплексы есть у всех, важно только осознать их и правильно интерпретировать.

Признаки

Психолог Анастасия Лазаренко рассказывает, какие признаки могут демонстрировать наличие комплекса жертвы.

  • Основной особенностью считается обвинение других людей в своих проблемах. Человеку очень сложно брать на себя ответственность, ему сложно мечтать и строить планы. Такие люди бывают эгоцентричны и часто занимаются эскапизмом.

  • Потребность в подтверждении другими людьми собственной важности и нужности, ожидание похвалы, попытки давить на жалость и жаловаться на жизнь. При этом могут постоянно рассказывать о своих проблемах, но не готовы слушать и проявлять интерес к проблемам других. 

  • Подавленное настроение, пессимизм, огромное чувство вины: такие люди часто извиняются, взваливают на себя чужие заботы без просьбы. На них могут накатывать слезы и непреодолимая грусть во время просмотра фильмов, прослушивания песен времен тех событий, которые стали травматичными для семьи, при прочтении книг, описывающих ужасы войны и т.д.

«Так как срабатывает механизм трансгенерационной передачи травмы и такой феномен, как постпамять, дети, внуки и даже правнуки, не являющиеся непосредственными участниками или свидетелями прошлых травматичных событий, могут переживать этот опыт довольно эмоционально и глубоко.

При этом поведение в семьях, переживших в прошлом травму, может отличаться и будет зависеть от выработанного стиля адаптации. Это может быть эмоциональное отстранение, гиперопека, эмоциональная неустойчивость, или наоборот — поддержание памяти о трагическом опыте близких, нетерпимость к слабости. Нужно обращать внимание на собственные реакции и быть открытым к своим эмоциям и чувствам». 

Что почитать на эту тему

  1. Марианна Хирш «Поколение постпамяти»

  2. Джозеф Хендерсон «Психологический анализ культурных установок»

  3. Карл Юнг, Мария-Луиза фон Франц, Иоланда Якоби «Человек и его символы»

Анастасия Лазаренко

Психолог