В 2014 году в нашей стране был принят федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: абсолютно любой ребенок имеет право обратиться в любую школу, и она обязана предоставить ему возможности для учебы. Как правило, школа разрабатывает специальную программу, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При необходимости, ему назначают тьюторов и организуют комнаты для отдыха. По закону в каждом классе могут учиться двое особенных детей.
В теории все это звучит прекрасно, но на практике учителя нередко сталкиваются со страхами и стереотипами родителей. Не все морально готовы к тому, что их дети будут учиться в инклюзивном классе. Вместе с известным российским педагогом, экспертом по образовательным технологиям, куратором кластера «Инклюзивное образование» на Московском международном салоне образования Александром Ездовым мы попробовали развеять мифы об инклюзии и разобраться, почему ребенок с ограниченными возможностями, который учится вместе с вашими детьми, это большая удача, а не проблема.
Больше внимания
В классе появляется особый ребенок. ДЦП, легкая форма аутизма, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, слухом или зрением... Особенности заболевания могут не позволять ему учиться в одном ритме со остальными детьми. Родители часто боятся, что учитель будет уделять все внимание особому ребенку, объяснять материал в медленном темпе, и это отрицательно скажется на уровне образования. Все обстоит немного иначе. Учителю приходится подстраиваться и давать дифференцированные задания, работать одновременно с классом и с особым ребенком.
«Если родители боятся, что такой ребенок начнет тормозить учебный процесс, им надо понять одну простую вещь, — объясняет Александр Ездов. — Преимущество в том, что учитель начнет видеть и их ребенка тоже. Как правило, педагог ориентируется на средний уровень. Если педагог достаточно опытен, он предлагает разные задания — одно посложнее, одно среднее и одно простое. И даже в этом случае учитель нацелен лишь на троих учеников. А ведь их обычно не меньше 25.
Обычный учитель не привык к дифференциации, потому что раньше не видел в ней необходимости. Ребенка с особенностями развития видно, он отличается от других, и для него учитель начинает этой дифференциацией заниматься. Так педагог начинает учить не весь класс разом, а каждого ребенка. Это принципиальный переход от «средней температуры по больнице» к отдельному ученику, с вниманием к его индивидуальным особенностям. Даже если он не на коляске».
Навык доброты и сострадания
У одноклассников ребенка с особенностями появляется возможность помочь тому, кому эта помощь действительно необходима. Мало научить детей математике и русскому языку, важно научить их сопереживать и заботиться о других людях. Учеба вместе с таким ребенком помогает развить отзывчивость, понимание, милосердие. Как правило, дети в инклюзивных классах ощущают себя лучше и чувствуют свою причастность к добрым делам, у них развивается эмоциональный интеллект.
«Научить добру очень важно для воспитания гармоничной личности, — считает Ездов. — Если учитель использует эту возможность в работе, то класс многое приобретает. Можно объяснять, кто такие волонтеры, а можно показывать на примере одноклассников. Можно говорить про благотворительность и ассоциировать ее с человеком, который куда-то перечислил деньги, а можно говорить про другой тип помощи, когда ученик пошел домой к ребенку с ограниченными возможностями и объяснил ему новый материал или предложил вместе поиграть».
Ценный социальный опыт
Дружба с особым ребенком показывает детям, что мир больше и сложнее, чем они привыкли думать. Они поймут, что их одноклассник такой же, как они. Что он точно так же достоин дружбы, любви и уважения. Это уникальный опыт.
«Родители могут занять позицию «такого в нашем классе быть не должно, мы против», — рассказывает Ездов. — А если такой ребенок окажется рядом с вашим на улице, на площадке, в театре? Закрыть глаза и спрятаться? Эти люди вышли на улицу. Не только потому, что среда стала доступнее, но и потому что общество начало их принимать. Людей, жаждущих помочь, становится все больше. Формируется социальная потребность.
В школе, где я раньше работал директором, были только такие дети. И педагог, который занимается театром, ставил спектакли. Было удивительно, как дети с особенностями развития раскрывались в этих постановках. Я помню, как дети с ДЦП играли мартышек в спектакле «Маугли». Благодаря своей сложной спастике они прекрасно справились со сценической задачей, были красивы и комичны. Здоровый человек так сделать бы не смог».
Умение и желание помогать
Учитель может предложить классу организовать мини-шефство над ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Например, кто-то, при необходимости, подскажет, как разобраться с новым материалом, а кто-то проводит в столовую. Подчас такая помощь нужна не столько особым детям (с ними, как правило, в школе работают по индивидуальной программе), но остальному классу — так дети почувствуют личную причастность и нужность. Это сформирует дружный коллектив, где все учатся в атмосфере взаимовыручки.
«Такая практика хорошо скажется на коллективе. Но поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья очень разные, кому-то шефство и активное желание помочь может очень сильно мешать. Сначала эти инициативы стоит очень аккуратно обсудить со специалистами», — советует Александр Ездов.
Способность ценить то, что есть
Каждый день такие дети сталкиваются с несоизмеримо большим количеством трудностей, чем их здоровые сверстники. Даже дорога в школу может быть настоящим испытанием. Жизнь учит особых детей преодолевать препятствия, и их пример покажет одноклассникам, как важно не сдаваться и бороться за свои цели.
«Особые дети — пример мужественности и целеустремленности. Они учат нас, как надо относиться к жизни, — убежден Александ Ездов. — Помню такую сцену: девочка на коляске едет по коридору школы, здоровается и подъезжает ко мне. Она открыто и радостно улыбается. А я знаю, что у нее практически непрекращающиеся боли в спине. В такие моменты задумываешься, насколько серьезны или надуманы твои личные проблемы. Пожаловаться на них этой девочке мне было бы просто стыдно».
Об эксперте
Александр Ездов – педагог, эксперт по образовательным технологиям. С 2015 года возглавляет образовательный комплекс «Школа 1788» в Новой Москве.